План – конспект урока по предмету «Окружающий мир», проведенного учителем начальных классов Елфимовой Ольгой Владимировной в 4 классе МОУ «Копорская школа» 08 ноября 2021 года Тема урока: «У Черного моря (субтропическая зона Черноморского побережья Кавказа)» Тип урока. Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний. Цель урока. Формировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Задачи урока: Образовательные: 1. Познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей. 2. Способствовать развитию у школьников умения различать природные зоны России. 3. Учить работать с географической картой, дополнительной литературой. 4. Совершенствовать речь, умение наблюдать. Развивающие: 1. Обогащать словарный запас детей. 2. Содействовать развитию внимания, памяти, мышления. 3. Развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к природным зонам России. Воспитательные: 1. Воспитывать бережное отношение к природе. 2. Учиться наблюдать и замечать красоту природы вокруг себя. 3. Формировать самооценку школьников. Формирование универсальных учебных действий Познавательные УУД: 1. Установить причинно – следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах. 2. Моделировать объекты и явления окружающего мира. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов. Коммуникативные УУД: 1. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 2. Задавать вопросы, формулировать собственное мнение. Регулятивные УУД: 1. Формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. 2. Предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала. 3. В сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи. Личностные УУД: 1. Приобретать новые знания, умения. 2. Развитие эстетических чувств и духовно – нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе – источнику красоты и вдохновения. Планируемые образовательные результаты: Личностные: 1. Интерес к изучению природных зон России 2. Чувство прекрасного на основе знакомства с природой Черноморского побережья Кавказа 3. Умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор. Метапредметные: 1. Опережающее обучение: связь природоведения и физики. Регулятивные: 1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. 2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. 3. Высказывать предположения о решении экологических проблем на Черноморском побережье Кавказа. Познавательные: 1. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. 2. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, таблица, иллюстрация и др.). 3. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий 4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: 1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций 2. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. 3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета. Предметные: 1. Узнать географическое положение субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей. 2. Называть природные зоны России. 3. Запомнить растительный и животный мир Черноморского побережья Кавказа. Ресурсы Основные: А.А. Плешаков Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч., с. 126 - 134, энциклопедии «Я познаю мир», «Зеленые страницы» Дополнительные: Видеопроектор, интерактивная доска, интерактивное устройство Mimio Studio, электронное приложение, модель дерева, 17 листочков красного, зеленого и желтого цвета, 17 магнитиков. Форма организации учебной деятельности: - объяснительно – иллюстративный; - частично – поисковый метод, проблемный; - индивидуальная, фронтальная, групповая. Время реализации урока – 45 минут Структура урока № этапа Название этапа I II III Организационный момент. 30 с. Актуализация знаний. 5 мин. Самоопределение к деятельности. Постановка 3 мин. проблемного вопроса. Открытие нового знания. 17 мин. IV Продолжительность этапа 1.Решение проблемной ситуации. 2.Работа в группах 3.Физминутка V 4.Работа с текстом Закрепление. 12 мин. VI IХ Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока. 5 мин. 2 мин. 30 с. Выдача домашнего задания Ход урока Деятельность учителя I. Организационный момент (Мотивация учащихся к учебной деятельности проверка готовности к уроку; концентрация внимания; настрой на успешную работу) II. Актуализация знаний 1. Работа с картой - В ней песков большие груды – Называются «барханы», И по ним идут верблюды, Растянувшись караваном. - С какой природной зоной вы познакомились на прошлом уроке? - Молодцы! Да, это загадочная и окутанная тайнами зона пустынь. Деятельность ученика Проверяют готовность к уроку - На прошлом уроке мы познакомились с зоной пустынь. (На доске появляется изображение пустыни) - Дома вы совершили интерактивную экспедицию в природную зону пустыни. - Прощаться с пустыней не будем спешить О ней мы будем сейчас говорить. Пустынь в России немного у нас, О географическом положении пустыни Послушаем рассказ. 2. Сообщения учащихся - Какие экспедиционные заметки вы сделали? (Ученики зачитывают свои рассказы.) (На интерактивной доске появляется карта) - Пустыни расположены на юго – западе страны по берегам Каспийского моря. - Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. - Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная. - Зону пустынь населяют необычные животные, такие как … - Молодцы! Ваши заметки получились очень точные и информативные! Игра «Узнай меня» - Предлагаю поиграть. Я буду читать загадки, на тему путешествия по зоне пустыни. (На экране с помощью стилуса, после разгадывания каждой загадки, учителем открываются шторки, за которыми спрятаны изображения ответов) - Это черепаха. 1. - Что за чудо! Вот так чудо! Сверху - блюдо, снизу - блюдо. Ходит чудо по дороге Голова торчит, да ноги. - Правильно! Молодцы! 2. - Вьется веревка, На конце — головка. - Молодцы! - Это змея - Зашифрованное слово – «Верблюд» 3. - А теперь я предлагаю вам разгадать этот ребус. - Молодцы! (На доске открываются шторки, за которыми были спрятаны отгадки) - Это Лисичка-корсак. - Это Жук-скарабей. Он перекатывает шары, которые Древние Египтяне 4. - Я из отряда лисиц, небольшая на сравнивали с солнцем, катящимся по вид, но уши большие. небосклону. - Правильно! Действительно, это очень необычный и очень симпатичный зверек! 5. - Я - священное насекомое Древнего Египта. Перекатываю шарики, в которых запас корма для моего потомства. - Молодцы! (На доске открываются шторки, за которыми были спрятаны отгадки) - Это 6. - Я - травянистое растение, моя задача - удерживать пески. - Молодцы! Ваши ответы полные! Вы знаете много интересных фактов про пустыню. Колосняк, он сдерживает пески и предотвращает разрастание пустыни. - Бархан. 7. - Я – песчаный холм, и зовут меня… - Вы с легкостью справились с этим заданием! (На доске открываются шторки, за которыми были спрятаны отгадки) III. Самоопределение к деятельности. Постановка проблемного вопроса. - Мы познакомились с разными природными зонами нашей страны. -Перечислите по порядку природные зоны России. - С какой природной зоной мы не знакомы? -Я предлагаю вам отправиться с нашей экспедицией туда, Где много солнца и теплая морская вода, Субтропики России раскроют тайны нам, Узнаем, что за звери обитают там, Какие растения там растут, Почему так природную зону зовут. -Какая главная цель нашей экспедиции? - Арктические пустыни, тундра, тайга, зона лесов, степь, пустыня, субтропики. - Зона субтропиков. -Познакомиться с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром. IV. Открытие нового знания. 1.Решение проблемной ситуации. - Закройте глаза и представьте, что светит яркое солнце, теплый ветер дует вам в лицо и шумит морской прибой. (На доске под звуки криков чаек и шум прибоя появляется изображение морского берега) -Без нашей помощницы-карты нам не обойтись. Что она нам расскажет? -Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. - Что мы можем рассказать о её местоположении? Каким цветом на карте обозначена зона субтропиков? - В тетради на стр. 36-37 найдите и раскрасьте эту зону. - Именно, в расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. - Она расположена на побережье. - С одной стороны — Кавказские горы, а с другой — Черное море. - На карте эта зона обозначена темнозеленым цветом. (Работа с контурной картой) -Давайте рассмотрим простой пример: вы -Вечером. на пляже. Когда вода теплее — днем или вечером? - Да, действительно, вода медленно нагревается и медленно остывает, поэтому вечером вода теплее. - Солнце за лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья... - Посмотрите на доску. Какие мы видим горы? - Эти горы очень красивые. - Высокие. - Да, это высокие молодые горы, они (На доске во время рассказа учителя являются непреодолимой преградой для появляется изображение капелек дождя, холодного северного ветра, поэтому на звучит шум дождя) побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. - Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами. - Давайте выясним, что же обозначает слово «субтропики»? -Вам известно, что такое тропики? - В тропиках очень тепло. Тропики - это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора. -Экватор – условная линия, проходящая На интерактивной доске с помощью через центр Земли. Стилуса на изображении глобуса, учитель показывает расположение экватора. Показ страницы с изображением тропического леса, с подвижными картинками животных, включается звук с голосами обезьян, звуки тропического леса. - А что означает приставка «суб-»? - В переводе с латинского это значит «под». Так что же такое субтропики? - Точнее сказать, вблизи тропической зоны. - Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь ее маленькая часть. 2.Работа в группах - Для дальнейшего изучения зоны «субтропиков» предлагаю разделиться на три группы. - Для детального изучения природной зоны нам понадобятся экологи, ботаники и зоологи. - Отправляемся в интерактивную экспедицию. (На доске показ фильма «Черное море») - На ваших столах лежат специальные бланки, с планом, который поможет вам в исследованиях, вы можете заносить туда свои заметки. 3.Физминутка К морю дружно мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс. Одной, другой это кроль. Все как один – Плывем, как дельфин. Вышли на берег крутой - Это территория «под» тропиками. Ученики делятся на три группы, рассаживаются за приготовленные столы. На партах лежат приготовленные карточки «экологи», «ботаники», «зоологи» и дополнительная литература для работы. (Ребята смотрят фильм о Черноморском побережье Кавказа) План рассказа для группы ботаников 1. Отличительная особенность растений субтропиков. 2. Растения дикорастущие, фруктовые, завезенные из теплых стран. План рассказа для группы зоологов 1. Обитатели суши. 2. Обитатели моря. План рассказа для группы экологов 1. Экологические проблемы Черноморского побережья. 2. Растения и животные, занесенные в Красную книгу. (Ходьба на месте) (Наклоны вперед) (Хлопки в ладоши) (Круговые движения руками) (Прыжки на месте) И отправились домой. 4. Работа с текстом - Мы увидели, что это необычайно красивая природная зона! - Предлагаю воспользоваться научной литературой. Для составления рассказа для каждой группы исследователей. - Ботаники, пользуясь учебником (с. 127130), энциклопедиями «Я познаю мир. Растения», «Зеленые страницы», расскажите о растениях субтропиков по плану. - План рассказа и вся необходимая литература лежит у вас на столе. - Зоологи, пользуются учебником (с. 128130), энциклопедией «Я познаю мир. Животные», расскажите о животном мире субтропиков по плану. - План рассказа и вся необходимая литература лежит у вас на столе. - Экологи пользуются учебником (с. 132133), расскажите об экологии зоны по плану. - План рассказа и вся необходимая литература лежит у вас на столе. (Ходьба на месте) Ученики работают с учебником, энциклопедиями, выписывают необходимую информацию, для составления докладов. V. Закрепление. - Группа – ботаников готова представить нам свои результаты исследований. (Рассказы детей сопровождаются демонстрацией слайдов) Благоприятные условия — тепло и влага - дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым деревьям. Это дуб, бук, каштан. Бук достигает высоты 25-40 метров, его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды орехи, но их нельзя есть. Бук живет до 500 лет. Каштан - дерево-долгожитель — может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 метров. Листья у него продолговатые с острыми зубчиками. Плоды — орехи — употребляют в пищу. Растения, привезенные из разных теплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы. На Черноморском побережье растет много фруктовых деревьев: персики, абрикосы, инжир, грецкие орехи. - Молодцы, ребята! Вы проделали большую исследовательскую работу! - Растительность здесь очень разнообразна. Виноградники, плантации чая, пробковый дуб и самшит – дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. К сожалению, самшиты в настоящее время на грани исчезновения. - Группа – зоологов готова представить нам свои результаты исследований. Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья. Это косуля. В лесах обитают медведи, кабаны жадно поедают плоды каштанов, орехи, желуди; есть барсы и шакалы, цикады, питающиеся соком растений. Хищный богомол питается насекомыми. Встречаются удивительной красоты бабочки, такие как олеандровый бражник. К животным суши также относятся ящерицы и змеи. В море добывают себе пищу разные птицы — чайки, бакланы. Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины. Морские коньки это рыбки с головой, похожей на голову сказочного Конька-Горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет морской конек на бурую водоросль — и сам становится бурым, сядет на зеленую — позеленеет. Морская игла — это тоненькая длинная рыбка. Хоть и «игла», а уколоть никого не может — мягкая. Дельфины — это зубастые киты, только намного меньше. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать, и помогают плыть. Случалось, дельфины так же спасали и людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов. -Молодцы, спасибо! Вы проделали большую исследовательскую работу! Интересен животный мир Черноморского побережья. -Группа экологов готова представить нам свои результаты исследований. Берег Черного моря—это меcто, куда приезжают отдыхать тысячи людей со всех уголков России. Но, к сожалению, и здесь возникли экологические проблемы; сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Чёловек бывает безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустов, обрывает цветы, ловит жуков и бабочек, уничтожает медуз и крабов. А ведь в память о поездке можно приобрести сувениры и открытки или просто сфотографироваться. Из-за такого небрежного отношения к природе стали редкими жужелица кавказская, растения иглица колхидская, тис ягодный, они занесены в Красную книгу. Под особую охрану взяты самшитовые рощи, дельфин, Черноморская афалина. Для сохранения уникальной природы Черноморского побережья Кавказа создан Сочинский национальный парк. - Молодцы, ребята! Вы провели большую исследовательскую работу! - Стыдно за людей, которые ради своего минутного удовольствия губят такую красоту. - 31 октября – отмечается День Черного моря. - Государства, чьи земли расположены на берегах Черного моря, заключили договор об охране его богатств. VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке - Наше путешествие подходит к концу. Что вы расскажите друзьям о субтропиках России? - Какое замечательное место Черноморское побережье! Не хочется расставаться с этой удивительной природной зоной. Будем надеяться, что мы увидим ее такой же прекрасной, когда приедем сюда отдыхать. -Возьмите листочки бука и повесьте их на дерево. Если вам комфортно было на уроке, то повесьте зелёный лист. Если что-то не получилось – жёлтый лист, если было неуютно что – то пока не получилось – красный лист. VII. Итог урока -Каждая экспедиционная группа очень продуктивно поработала. Вы с уважением относились к своим товарищам. Вами были распределены обязанности каждого члена группы, была взаимовыручка. Молодцы! (Выставление оценок) Домашнее задание С.60 №2. -Прочитайте. -Найдите в приложении рисунки с растениями Черноморского побережья Кавказа. Вырежьте их и наклейте. С. 61 №3. -Прочитайте. -Используя текст учебника стр.136, заполните таблицу «Животные Черноморского побережья Кавказа и Черного моря». (После каждого ответа учеников на доске постепенно появляется правильный ответ) (Ученики делятся впечатлениями о новой природной зоне) (Дети берут листы и развешивают на дерево) Ученики выставляют оценки в дневник, записывают домашнее задание. -Назовите обитателей суши. -Запишите их названия в таблице. С. 62 №5. -Прочитайте задание. -Рассмотрите знаки-рисунки. -Запишите в тетради, какие экологические проблемы выражены этими знаками? С. 63 №8. - Используя учебник с. 134, нарисуй Черное море и его берега. -Урок окончен. (На доске появляется надпись «Молодцы»)