Конспект открытого урока русского языка, проведенного учителем русского языка и литературы МОУ «Копорская школа» Ломоносовского района Ленинградской области Агафапудовой Т.В. в 7 классе 15 ноября 2021 года Тема урока: Обобщение знаний по теме «Причастие» Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2018. Тип урока: повторительно-обобщающий Вид урока: урок-экспедиция Цели: 1. Обучающие: Обобщить и систематизировать знания о причастии 2. Развивающая: Способствовать развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей обучающихся, умению работать со справочной литературой 3. Воспитывающая: Создать условия для повышения интереса обучающихся к учебному процессу и творчеству И.К. Айвазовского Формирование УУД: Предметные: умение находить причастия в тексте, характеризовать их. Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 1 понимание значения одноклассниками, сотрудничества готовность к с учителем, взаимодействию с и взаимопониманию; умение проводить самооценку. Метапредметные: o регулятивные: - постановка учебных целей и задач; - развитие умения высказывать свое предположение на основе работы с материалами; - оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей; - осуществление познавательной и личностной рефлексии. o познавательные: - поиск и выделение необходимой информации при ответах на вопросы; - создание условий для развития у обучающихся орфографической зоркости, мышления (анализ, обобщение, рассуждение, речь), - умение работать с текстом, применять полученные знания на практике. o коммуникативные: - умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - развитие умения слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - умение работать в группе. Ожидаемые результаты: 2 - личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала; - метапредметные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; применение методов информационного поиска; осуществление самоанализа успешности участия в учебном диалоге; - предметные: умение применять на практике теоретические знания о причастии; овладение навыками анализа морфологических признаков причастия. Оборудование: причастий», проектор, карточки ноутбук, для презентация контроля и «Бушующее самоконтроля, море «Новый энциклопедический словарь»; Даль В. И. «Толковый словарь живого великорусского языка»; Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. «Толковый словарь русского языка»; «Толковый словарь русского языка» в 4-х тт. под ред. Д. Н. Ушакова; «Современный толковый словарь русского языка»; Аникин В.П. «Русские пословицы и поговорки» Методы обучения: словесный – рассказ, беседа наглядный – демонстрация презентации практический – упражнения, задания работа с учебником поисковый Контроль знаний учащихся: групповой, индивидуальный 3 Ход урока I этап – Организация Учитель: начала урока - Здравствуйте, ребята! (4-5 минут) Организационны Тема сегодняшнего урока - «Обобщение знаний по теме «Причастие». й момент, Давайте вместе определим цели и задачи урока. мотивация (Цели и задачи учебной конкретизируются учителем). деятельности Вид урока – экспедиция по бушующему морю обучающихся, причастий. А помогать нам его исследовать будет постановка целей один замечательный человек. и задач Кто это? (На экране появляется портрет И.К. (1 минута) Айвазовского). формулируют дети, далее они Словарная работа На уроке нас будут сопровождать морские пейзажи Эмоциональная замечательного русского художника-мариниста И.К. разрядка – Айвазовского. «минутка для Шуточный тест: шутки» Кто такой художник-маринист? (1 минута) А) художник, пишущий портрет Марины Сообщение Б) художник, изображающий морские пейзажи подготовленного В) художник, родившийся в Марьино ученика об И.К. Чем известен И. К. Айвазовский? (Сообщение ученика Айвазовском об Айвазовском И.К.). (проверка Айвазовский Иван Константинович – русский живописец, мастер морского пейзажа. В 1833-37 годах учился в 4 индивидуального петербургской Академии Художеств у М.Н. Воробьева и домашнего французского мариниста Ф. Таннера. С 1845 года академик, с задания) (2-3 минуты) 1847 года профессор, с 1887 года почетный член Академии художеств. Член ряда европейских академий. Айвазовский уже в 1840-х годах завоевал мировую славу. Своеобразие его творчества - в романтическом изображении необъятного величия и буйной мощи морской стихии, огненных закатов, играющего на волнах лунного света, отваги борющихся с (1,2 слайды) морем людей. Очевидец военных маневров Черноморского флота, Айвазовский посвятил многие картины подвигам русских моряков. Он создал около 6 тысяч картин (неравноценных по художественному качеству), множество рисунков и акварелей. II этап – Учитель: Чтобы нас всем классом взяли в актуализация и экспедицию, мы должны пройти квалификационные коррекция опорных испытания и доказать, что готовы участвовать в знаний учащихся (7-8 научной работе. минут) Задание 1: Выпишите причастия из отрывка детского сочинения: Нахождение На картине изображено поднимающееся над гневной причастий в пучиной солнце. Оно открывает алые ворота в тексте грядущий день. Только теперь можно разглядеть всё, (3 минуты) что недавно было скрыто ночным мраком. Высоко (Текст записан поднимаются яростно ревущие волны. Самая высокая на 3 слайде) из них устремилась к горсточке людей, спасающихся на обломках мачты. Это девятый вал. Работа с текстом Алгоритм работы: (текстоведческий 1.Докажите, что вам представлен текст. анализ) - 2.Определите тему текста. (Море на картине 5 фронтальный Айвазовского). опрос 3. Какова идея текста? (Море на картине – это (2-3 минуты) грозная стихия). 4.К какому типу речи относится данный текст? (Описание) 5.Какие средства выразительности использовала ученица в своём художественном описании моря? Эпитеты: гневная (пучина), яростно ревущие (волны). Метафора: алые ворота в грядущий день. Учитель: Почему в тексте используется так много глаголов и причастий? (Море не бывает абсолютно спокойным, с ним всегда что-то происходит, эти изменения и помогают передать причастия). Определение Учитель: Мы успешно справились с заданием и маршрута можем смело отправляться в путь. Наш маршрут в повторения бушующее море причастий будет следующим: (1 минута) (Дети видят план маршрута на 4 Грамматические признаки причастия Орфограммы причастий Знаки препинания в предложении с причастным оборотом слайде) Употребление причастий и причастных оборотов Характеристика Учитель: причастия как Ветер по морю гуляет, наш кораблик подгоняет, части речи Он бежит себе в волнах на раздутых парусах. (1 минута) И вот первые приключения. Встреча с китами! Как 6 (5 слайд) зовут этих «китов», на которых держится каждая часть речи? (слайд 5) (Общее грамматическое значение, морфологические признаки (постоянные и непостоянные), синтаксическая роль). Охарактеризуйте причастие как часть речи (ответы учащихся появляются на слайде). ОГЗ причастия Морфологические признаки Синтаксическая роль III этап - Дежурный проводит физкультминутку динамическая пауза (зарядка для глаз, спины и рук) (1-2 минуты) IV этап - повторение и 1.На доске ученик записывает предложение и обобщение знаний по выполняет морфологический разбор причастия: теме Самая высокая из них устремилась к горсточке (22-27 минут) людей, /спасающихся на обломках мачты/. 4.1. Морфологически I Спасающихся – прич., обознач. признак по й разбор действию причастия II Н.ф. – спасающийся (8-10 минут) Образ. от гл. спасаются + -ющП.пр.- действит., несов.в., наст.вр., возврат. Н.пр.- во мн.ч., р.п. III Определение 2.Общеклассная работа с учебником: Упр.948 (Комментированное чтение первого абзаца, нахождение причастия). Один ученик у доски 7 выполняет морфологический разбор причастия. Бесчисленные оттенки морской воды переданы на знаменитых полотнах русских художников. I. Переданы - прич., обознач. признак по действию II. Н.ф. – переданный Образ. от гл. передать + -нП.пр.- страдат, сов.в., прош.вр., невозвр. Н.пр.- в краткой форме, во мн.ч. III. Сказуемое 4.2. 4.3. Орфографически Учитель: Следующий этап экспедиции – повторение й анализ орфографии. И называться он будет “Шторм”, потому (5-7 минут) что при правописании причастий нас «штормит». (6 слайд) Запись под диктовку. Необитаемый остров, ещё не исследованные районы, не озаряемые лучами солнца, неполадка устранена, встреченные препятствия, нечаянное открытие, найденный судовой журнал, заворожён красотой, подгоняемый попутным ветром. Работа в парах и Объяснение орфограмм (по цепочке), проверка в самоконтроль парах с использованием ключа на слайде. Нормы Учитель: Внимание! Прямо по курсу пираты! Они употребления совершили разбойное 8 нападение на корабль причастий в речи. причастий и причастных оборотов. Причастия просят Синтаксический о помощи. Нам нужно исправить все ошибки в анализ употреблении причастий и причастных оборотов. (4 минуты) (7 слайд) На картине изображено освещённое море лучами утреннего солнца. (На картине изображено море, освещенное лучами утреннего солнца.) Спасающим на обломках мачты людям предстоит ещё одно испытание. (Людям, спасающимся на обломках мачты, предстоит еще одно испытание.) Предложения исправляются, записываются. Комментируется правописание и расстановка знаков препинания. 4.4. Исследовательска Учитель: Из каждого путешествия хочется привезти я работа домой сувениры. (применение (На слайде №8 появляется морская раковина). знаний и умений Что это? А что можно найти в раковине? в новой ситуации (жемчужину). – проверка В языке тоже есть жемчужины, их называют опережающего жемчужинами народной мудрости (пословицы и домашнего поговорки). Наши «ловцы жемчуга» расскажут о своих задания) находках. (3-4 минуты) Результаты исследования ребят (8 слайд) (выступление двух учениц с сопровождением презентации) Мы работали со сборниками пословиц и поговорок, где искали пословицы, в которых есть причастия или отглагольные 9 прилагательные. Нам удалось найти несколько жемчужин: • Что написано пером, того не вырубишь топором. Здесь употреблено краткое причастие НАПИСАНО. • Человек неучёный что топор неточеный. Здесь два отглагольных прилагательных: неучёный и неточёный. • Легко добыто, легко и прожито. В этой пословице два кратких страдательных причастия: ДОБЫТО И ПРОЖИТО. • Незваный гость хуже татарина. Отглагольное прилагательное НЕЗВАНЫЙ. • Сила, не знающая цели, - мать лени. В этой пословице мы встретили действительное причастие НЕ ЗНАЮЩАЯ • Заработанная копейка дорого стоит. В этой пословице употреблено полное страдательное причастие ЗАРАБОТАННАЯ. Когда мы искали пословицы, то заметили, что причастия и отглагольные прилагательные употребляются редко, гораздо реже, чем прилагательные, потому что пословицы – это произведения устного народного творчества, а причастия употребляются в речи письменной. 4.5. Работа со Учитель: Мы совершили длительное путешествие, и словарями и будет справочниками, скрытый в пучине бушующего моря причастий. Но его находящимися в нужно ещё добыть. Узнайте этого человека, так много классе сил (3-4 минуты) богатейший языковой клад. (9 слайд) Портрет В. И. Даля. Клад – словарь. справедливо, отдавшего, если чтобы нам достанется передать нам клад, поистине "Причастие - часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного" В. И. Даль. Существует множество определений слову «словарь». Например, «Словарь — это вселенная в алфавитном 10 порядке». Найдите в своем словаре (энциклопедии, справочнике) определение: Словарь – это …(ответы учащихся) Словарь — справочная книга, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т. д.), расположенных по определенному принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на др. язык и т. п. (лингвистические словари) или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях в каких-либо областях науки, культуры и др. (Новый энциклопедический словарь. М., 2000). словарчик; словаришка; словарища; речник, лексикон; сборник слов, речений какого-либо языка, с толкованием или с переводом. Словари бывают общие и частные, обиходные и научные (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка). — собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка). — собрание слов какого-либо языка азбучным порядком или по словопроизводству расположенных (Словарь Академии Российской. СПб., 1806—1822). ь — книга, содержащая перечень слов, обычно с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык (Словарь современного русского литературного языка в 17-ти тт., 1948—1965). — книга, содержащая перечень слов, расположенных по тому или иному принципу (например по алфавиту), с теми или иными объяснениями (Толковый словарь русского языка в 4-х тт. под ред. Д. Н. Ушакова). V этап – контроль Карточки с заданиями для контроля и самоконтроля Ф.И.ученика:________________________________ знаний учащихся (самостоятельная работа – отсроченный контроль знаний Самооценка (какую отметку ставишь себе за работу на уроке и почему________________________________________ Выполни задание: 1. У всех причастий, употребленных в предложении, учащихся) выдели суффикс причастия. (3-4 минуты) 2. Выбери одно причастие и составь его биографию по схеме, данной ниже. Словарь — справочная книга, содержащая собрание слов (или 11 морфем, словосочетаний, идиом и т. д.), расположенных по определенному принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении и проч. Автобиография причастия Я, причастие ____________________________, обозначаю ___________________________________________________, происхожу из семьи частей речи:______________ и _______________. Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки:______________________________________________ _______ ______________________________________________________ ________. Я причастие __________________ времени, ____________________вида, _____________, ____________. Мать, прилагательное, подарила мне вопрос____________________________, свою синтаксическую роль, научила изменяться по__________, ____________, ____________. Вот сейчас я стою в форме__________ рода, ____________падежа, ____________числа. В предложении выполняю роль____________________________. Оценка учителя _________________ VI этап – домашнее Упражнение 176 (с указанием что и как выполнять) задание (1-2 минуты) VII этап – подведение Учитель: итогов урока Что мы планировали сделать на уроке? (рефлексия) Достигли ли мы на уроке намеченных целей и задач? (2 минуты) Что у нас получилось, а что нет? Самооценка на листе контроля. Комментирование работы всего класса и отдельных обучающихся, оценивание. 12