«Математическая грамотность»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Копорская общеобразовательная школа"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ Подписано цифровой
подписью:
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛ МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО
Е УЧРЕЖДЕНИЕ
"КОПОРСКАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛ "КОПОРСКАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА
ЬНАЯ ШКОЛА"
Я ШКОЛА"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
на 2023-2024 учебный год
6 класс

Копорье, 2023г.

Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с нормативными документами:
 Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
 Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
 Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18.08.2017 №09-1672 «Методические рекомендации по уточнениюпонятия
и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
 Программой воспитания МОУ «Копорская школа» на 2023-2024 учебный год.
Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня
математической подготовки, формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и
развитие математических способностей, выбор профиля дальнейшего обучения. Материал курса
содержит нестандартные задачи и методы решения, позволяющие учащимся более эффективно
решать широкий класс заданий, подготовиться к олимпиадам и успешной сдаче ОГЭ.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математическая грамотность»
разработана для обучающихся 6 класса. На изучение курса «Математическая грамотность» в
6 классе выделяется 1 ч в неделю, всего 34 часа.
Курс
внеурочной
деятельности
«Математическая
грамотность»
имеет
общеинтеллектуальное направление.
Актуальность курса
Математика является одним из самых важных достижений культуры и цивилизации.
Без нее развитие технологий и познание природы были бы немыслимыми вещами! Этаточная
наука крайне важна не только для человечества в целом, но для интеллектуального
совершенствование конкретного индивида. Ведь математика позволяет развить важные
умственные качества. Она организует наше мышление и дает опыт применения самых разных
умственных приемов: от парадоксальных утверждений до моделирования. Математический
язык способствует формированию устойчивой связи между словесным, изобразительным и
знаковым способом передачи информации. Умение считывать информацию, поданную
разными способами, приобретает особое значение в эпоху информатизации, и роль
математического образования в развитии способности оперировать любой системой
представления информации становиться ключевой.
В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначена
необходимость и важность привести современное школьное образование в соответствие с
потребностями времени, современного общества, которое отличается изменчивостью,
многообразием существующих в нем связей, широким и неотъемлемым внедрением
информационных технологий. Главным становится функциональная грамотность, так как это
"способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и
деятельности на основе прикладных знаний". Одним из ее видов является математическая
грамотность.
Цель курса:
Развитие математической грамотности обучающихся 6 класса как индикатора качества
и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Задачи курса:
1.
Развитие способности обучающегося формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах.

2.
Использовать математические факты и инструменты, чтобы описать и объяснить
различные явления;
3.
Развитие умение находить и извлекать математическую информацию различного
предметного содержания из текстов, таблиц, схем, рисунков, диаграмм, представленных на
различных носителях,
4.
Развитие понимания значимости денег с современной жизни, умении ими
распоряжаться, формировать финансовую культуру.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности.
Курс внеурочной деятельности «Математическая грамотность» направлен на
формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:






выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на
основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое
следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
 эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках,
направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметными результатами является формирование регулятивных, коммуникативных и
познавательных универсальных учебных действий:
 самостоятельно контролировать своё время и планировать управление им;
 адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение;
 выдвигать способы решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
 осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия;
 оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в
конце действия;
 определять цели, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в
познавательную;
 самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем
ориентиров действия в новом учебном материале;
 планировать пути достижения целей;
 устанавливать целевые приоритеты;
 принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;
актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
 предполагать развитие будущих событий и развития процесса;
 оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
 осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и
действий партнёра;
 в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
 осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
 работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
 основам коммуникативной рефлексии;
 использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и
потребностей;
 отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой
социализированной речи, так и в форме внутренней речи;

 вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии
и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
 следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе
уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного
восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и
эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
 устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами
группы для принятия эффективных совместных решений;
 в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять
собственную энергию для достижения этих целей;
 выполнять задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или
проблемные ситуации);
 проводить доказательные рассуждения;
 самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера;
 синтез как основа составления целого из частей, в том числе с восполнением недостающих
компонентов;
 использование приёмов конкретизации, абстрагирования, варьирования, аналогии, постановки
аналитических вопросов для решения задач;
 умение понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации;
 владеть смысловым чтением текстов различных жанров: извлечение информации в соответствии с
целью чтения;
 выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий;
 анализировать объект с выделением существенных и несущественных признаков;
 выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;
 осуществлять подведение под понятие, выведение следствий;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 проводить синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих
компонентов;
 комбинироватьизвестные
алгоритмы
решения
математических
задач, не
предполагающих стандартное применение одного из них;
 исследование практических ситуаций,
выдвижение предложений, понимание
необходимости их проверки на практике;
 самостоятельное выполнение творческих работ, осуществляя исследовательские и проектные
действия, создание продукта исследовательской и проектной деятельности.









Предметные результаты:
развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике;
сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных
вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные
алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и
нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать
функционально-графические представления для описания и анализа реальных
зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные
факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными
телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о
различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих
вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения,
проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры,
использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для
иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

 сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейшихсредствах
математического моделирования реальных процессов и явлений.
Виды внеурочной деятельности и режим занятий
Виды внеурочной деятельности, применяемые при изучении курса «Математическая
грамотность»:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- художественное творчество.
Формы проведения занятий: практические занятия, лекции, самостоятельная работа
(индивидуальная, парная и групповая).
На изучение курса «Математическая грамотность» в 6 классе выделяется 1 ч в неделю, всего
34 часа.
Содержание программы
Диаграммы (4 часа)
Реальные числовые данные. Анализ таблиц, диаграмм. Сбор информации. Столбчатые и
круговые диаграммы. Определение и вычисление величин по графику, таблице, диаграмме.
Умение планировать бюджет (4 часа)
Домашняя бухгалтерия. Составление личного финансового плана. Задачи на покупку
товара.
Математика в реальной жизни (12 часов)
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в
уме несложные рассуждения. Создание проекта «Комната моей мечты»: расчёт сметы на
ремонт, расчёт сметы на обстановку. Составление расчётов коммунальных услуг своей семьи,
планирование расходов на отпуск семьи, учёт расходов на питание.
Наглядная геометрия (8 часов).
Начальные понятия геометрии. Основные построения с помощью циркуля и линейки.
Решение задач на нахождение неизвестных элементов простых геометрических фигур,
многоугольников, окружностей. Формирование числовых и пространственных
представлений у детей. Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
Занимательные задачи (5 часов).
Решение
математических задач, требующих от учащихся логических рассуждений.
Решение обратных задач, используя круговую схему. Решение задач, требующих
применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям среднего
школьного возраста и предоставляет им возможность работать, развивая учебную мотивацию.
Для реализации данного курса предполагается применение различных технологий:
дифференцированное и личностно-ориентированное обучение, индивидуальная работа и
работа в парах, семинары, практикумы, беседы, консультации, ИКТ (интерактивная доска,
компьютерные презентации, электронные носители информации и т. д.).
Каждый из предусмотренных содержанием образовательной программы разделов
начинается с повторения теоретического материала и выполнения тренировочных заданий и
заканчивается выполнением теста, позволяющего определить уровень форсированности
универсальных учебных действий. После прохождения всех тем курса предусмотрена
самостоятельная работа обучающихся по поиску дополнительных задач и нестандартных
путей решения, создания мини - проектов по изучаемым темам
Для мониторинга усвоения учащимися изучаемого материала предусматривается
проведение рубежного контроля в виде мини - проекта по освоению учебного курса
«Математическая грамотность».

Учебно-тематический план
№

Наименование разделов, тем

1
2
3
4
5
6
Итого

Всего, час

Диаграммы
Умение планировать бюджет
Математика в реальной жизни
Наглядная геометрия
Занимательные задачи
Итоговое занятие

4
4
12
8
5
1
34

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Темы занятий

1

Составление диаграмм
для наглядного
Представления данных

2

Опрос общественного
мнения

3

Представление
результата в виде
диаграмм

4

Планируемые результаты
Диаграммы (4 часа)
Извлекать и
интерпретировать
информацию из готовых
диаграмм.
Уметь проводить
исследования простейших
социальных явлений по
готовым диаграммам.
Развивать поисковую
деятельность учащихся,
научить их пользоваться
техническими средствами
для получения
информации.

Представление
результата в виде
диаграмм

ЦОР
https://multiurok.ru/index.p
hp/files/predstavleniedannykh-tablitsydiagrammy-grafiki.html
https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/presentation/30417.htm
l
https://urok.1sept.ru/articles/
621346
https://videouroki.net/video/
38-naghliadnoiepriedstavlieniiestatistichieskoiinformatsii.html
https://multiurok.ru/files/ko
nspiekt-uroka-diaghrammy1.html

Умение планировать бюджет (4 часа)
5

6

7

8

Умение рассчитать
покупку количества
товаров на различные
цели
Умение рассчитать
покупку количества
товаров на различные
цели
Создание проекта на
покупку товаров

Уметь решать задачи из реальной
практики, применять вычислительные
навыки при решении практических
задач: бытовых, кулинарных и др.
Выполнять сбор информации в
несложных
случаях.
Выполнять
вычисления с реальными данными.

https://urok.1sept.ru/articles/
650712
https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/urok_po_teme_
resheniya_zadach_na_rasch
et_stoimosti_t_154149.html
https://tvorcheskieproekty.ru/course/21/7

Защита проекта на
покупку товаров
Математика в реальной жизни (12 часов)

9

Создание проекта
«Комната моей
мечты»

10

Расчет сметы на
ремонт по проекту
«Комната моей
мечты»
Расчет сметы на
обстановку по проекту
«Комната моей
мечты»
Расчёт коммунальных
услуг своей семьи
Расчёт коммунальных
услуг своей семьи

11

12
13

14
15
16
17

Уметь рассчитать площадь, периметр
при решении практических задач на
составление сметы на ремонт
помещений.
Выполнять практикоориентированные
задания на нахождение площади.
Вычислять площади. Уметь применять
вычислительные навыки при решении
практических задач. Решать задачи из
реальной практики, выполнять сбор
информации, развивать способность,
планировать свою деятельность и
решать поставленные перед собой
задачи.

Кулинарные рецепты
моей семьи.

19

Задачи на смеси

20

Стартовые задания

21

Рисование фигуры
одним росчерком

22

Графы

https://urok.1sept.ru/articles/
684372
https://kopilkaurokov.ru/mat
ematika/presentacii/urokiko
mmunalnoimatiematiki
https://videouroki.net/razrab
otki/issledovatelskayarabota-matematicheskiyraschet-semeynogobyudzheta.html
http://www.myshared.ru/slid
e/1055320/
https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/konspekt_uroka
_raschyot_byudzheta_semi_
140853.html
https://schoolscience.ru/5/7/34016
https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/sbornik_testov_
i_zadach_po_kulinarii_1000
29.html
https://blog.zabedu.ru/mate
m/wpcontent/uploads/sites/10/201
5/04/%D0%BA%D0%BD%
D0%B8%D0%B3%D0%B0
1.pdf
http://gymnasium8perm.ru/u
serfiles/ufiles/razrabotki_pe
dagogov/sbornik_zadach_2_
1.pdf

Планирование отпуска
своей семьи
Учёт расходов семьи
на питание
Учёт расходов семьи
на питание
Кулинарные рецепты.

18

https://nsportal.ru/ap/library
/drugoe/2017/03/19/proektpo-matematike-komnatamoey-mechty
https://infourok.ru/prezentac
iya-tvorcheskogo-proektakomnata-moej-mechty7klass-4258608.html

Наглядная геометрия (8 часов)
Конструировать алгоритм
воспроизведения рисунков,
построенных и
треугольников,
прямоугольников, строить
по алгоритму,
осуществлять

https://urok.1sept.ru/articles/
101844
https://videouroki.net/video/
29-vycherchivanie-figurodnim-roscherkom.html

23

Задачи со спичками и
счётными палочками

24

Задачи со спичками и
счётными палочками

25
26

27

28

самоконтроль, проверяя
соответствие полученного
изображения заданному
рисунку. Конструировать
орнаменты и паркеты.

Решение олимпиадных
задач
Решение олимпиадных
задач
Применение
геометрии в создании
паркета
Применение
геометрии в создании
мозаик

29
30
31
32

Занимательные задачи (5 часов)
Задачи на переливание
Развивать смекалку и
Задачи на переливание
находчивость, прививать
интерес к математике.
Задачи на взвешивание
Задачи на взвешивание

33

Задачи на смекалку

34

Итоговое занятие

https://videouroki.net/blog/v
idieourok-po-matiematikiezadachi-so-spichkami.html
https://nattik.ru/razvivauschi
e-igri/spichki/logicheskiezadanija-so-spichkami-dljade.html
http://www.5egena5.ru/7kla
ss-v2.html
https://mathus.ru/math/math
olymp67.pdf
https://pandia.ru/text/78/463
/1924.php
https://schoolscience.ru/10/7/45494

https://urok.1sept.ru/articles/
643198
https://nsportal.ru/shkola/ma
tematika/library/2018/02/11/
didakticheskie-materialydlya-zanyatiymatematicheskogo-kruzhka
https://infourok.ru/logichesk
ie-zadachi-dlya-7-klassa5021567.html
https://www.uchportal.ru/lo
ad/24-1-0-6462

1.
2.
3.
4.




Список литературы
Депман И.Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5-7 классов. –
М: Просвещение. 2022г.
Ковалёва Г.С. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие
для общеобразовательных организаций в 2-х ч – М.; СПб.: Просвещение. 2020г.
Шарыгин И.Ф., Шивкин А.В. Математика. Задачи на смекалку, - М: Просвещение. 2021г.
Шевкин Л.Г. Школьная олимпиада по математике, - М: Русское слово. 2020г.
Интернет-ресурсы:
Сайт ФГБНУ «ФИПИ» https://fipi.ru/
Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке.
https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/345295660.pdf
Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской
проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

Федерации

в


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».