Муниципальное общеобразовательное учреждение "Копорская общеобразовательная школа" МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОПОРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» на 2023-2024 учебный год 1-4 классы с.Копорье, 2023г. Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОПОРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" 1. Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с требования к основной образовательной программе начального общего образования; на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина); основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Копорская школа». Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Финансовая грамотность», «Естественнонаучная грамотность» и «Математическая грамотность». Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс): 1 класс – 33 часа; 2 класс – 34 часа; 3 класс – 34 часа; 4 класс – 34 часа. 2. Содержание учебного предмета 1 класс Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного. Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания. Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость. Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение 2класс Читательская грамотность: (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного; Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины лом аной, диаметр окружности, периметр треугольника. Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта. Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных. 3 класс Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия):особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства. Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета. Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками. 4 класс Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком. Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд. Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором. 3. Планируемые результаты освоения учебного предмета 1класс Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете; овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; осознавать личную ответственность за свои поступки; уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; способность проводить математические рассуждения; способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: понимание и правильное использование экономических терминов; представление о роли денег в семье и обществе; умение характеризовать виды и функции денег; знание источников доходов и направлений расходов семьи; умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; проведение элементарных финансовых расчётов Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; осознавать личную ответственность за свои поступки; уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: проявлять познавательную и творческую инициативу; принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; способность различать тексты различных жанров и типов; умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; способность проводить математические рассуждения; способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: понимание и правильное использование экономических терминов; представление о банковских картах; умение правильно обращаться с поврежденными деньгами; представление о различных банковских услугах; проведение элементарных финансовых расчётов. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; осознавать личную ответственность за свои поступки; уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: проявлять познавательную и творческую инициативу; принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; способность различать тексты различных жанров и типов; умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; способность проводить математические рассуждения; способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: понимание и правильное использование финансовых терминов; представление о семейных расходах и доходах; умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; представление о различных видах семейных доходов; представление о различных видах семейных расходов; представление о способах экономии семейного бюджета. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; осознавать личную ответственность за свои поступки; уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: проявлять познавательную и творческую инициативу; принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные: адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе; доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; способность проводить математические рассуждения; способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: понимание и правильное использование финансовых терминов; представление о семейных расходах и доходах; умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; представление о различных видах семейных доходов; представление о различных видах семейных расходов; представление о способах экономии семейного бюджета. Оценка достижения планируемых результатов Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др. 4.Тематическое планирование курса. Наименование разделов № п/п 1. Читательская грамотность 82. Финансовая грамотность 3. Естественно-научная грамотность 4. Математическая грамотность Воспитательные задачи Воспитание уважительного отношения к вечным ценностям человека. Привитие любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре. Формирование осознания себя как члена общества, представителя страны. Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений. Формирование умения сопоставления доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов. Осознание личной ответственности за свои поступки. Воспитание культуры общения. Формирование умения слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию высказывать свое мнение,быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, выполняя разные роли в группе. Воспитание толерантного отношения к окружающим. Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. Итого: 1 кл Количество часов 2 кл 3 кл 8 8 8 8 8 8 9 8 8 9 9 10 9 9 8 8 33 34 34 34 Календарно-тематическое планирование 1 класс № п/п Дата Кол-во Тема урока часов «Читательская грамотность» 8 часов Виталий Бианки. Лис и мышонок 1 1 2 1 3 1 Русская народная сказка. Мороз и заяц Владимир Сутеев. Живые грибы 4 кл Содержание Содержание сказки. Качество: осторожность, предусмотрительность. Содержание сказки. Качество: выносливость, упорство. Содержание сказки. 4 1 5 1 Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко Михаил Пляцковский. Урок дружбы 6 1 Грузинская сказка. Лев и заяц 7 1 8 1 Русская народная сказка. Как лиса училась летать Евгений Пермяк. Четыре брата «Финансовая грамотность» 8 часов За покупками 1 1 Находчивый Колобок 2 1 День рождения Мухи-Цокотухи 3 1 Буратино и карманные деньги 4 1 Кот Василий продаёт молоко 5 1 Лесной банк 6 1 Как мужик и медведь прибыль делили 7 1 Как мужик золото менял 8 1 «Естественно -научная грамотность» 9 часов Как Иванушка хотел попить водицы 1 1 Пятачок, Винни-Пух и воздушный 2 1 шарик Про репку и другие корнеплоды 3 1 Плывёт, плывёт кораблик 4 1 Про Снегурочку и превращения воды 5 1 Как делили апельсин 6 1 Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду 7 1 Иванова соль 8 1 Владимир Сутеев. Яблоко 9 1 «Математическая грамотность» - 8 часов Про курочку Рябу, золотые и простые 1 1 яйца Про козу, козлят и капусту 2 1 Качество: трудолюбие. Содержание сказки. Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки. Содержание сказки. Дружба, жадность. Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. Содержание сказки. Семейные ценности. Цена, товар, спрос. Деньги, цена, услуги, товар. Цена, стоимость, сдача, сбережения. Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка. Реклама. Банк, финансы, банковские услуги, работники банка. Цена, ценность, товар, спрос. Услуга, равноценный обмен, бартер. Вода, свойства воды. Воздушный шарик, воздух. Корнеплоды. Плавучесть предметов. Три состояния воды. Апельсин, плавучесть, эфирные масла из апельсина. Зеркало, отражение, калейдоскоп. Соль, свойства соли. Яблоко. Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Многоугольники. Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Ломаная. 3 4 1 1 Про петушка и жерновцы Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки 5 6 7 8 1 1 1 1 Про наливные яблочки Про Машу и трёх медведей Про старика, старуху, волка и лисичку Про медведя, лису и Мишкин мёд Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы. Разложение числа 10 на два и три слагаемых. Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в переделах 20. Состав чисел 9, 10, 11. Задачи на нахождение суммы. Задачи на нахождение части. Состав числа 12. Задачи на нахождение суммы. Состав чисел второго десятка. Итого: 33 часа 2 класс № п/п Кол-во Тема урока часов «Читательская грамотность» 9 часов Михаил Пришвин. Беличья память 1 1 2 1 И. Соколов-Микитов. В берлоге 3 Дата 1 Лев Толстой. Зайцы Николай Сладков. Весёлая игра 4 1 Обыкновенные кроты 5 1 Эдуард Шим. Тяжкий труд 6 1 Полевой хомяк 7 1 Про бобров 8 1 Позвоночные животные 9 1 «Финансовая грамотность» 8 часов Беличьи деньги 1 1 Повреждённые и фальшивые деньги 2 1 3 4 5 6 7 8 1 1 1 1 1 1 Банковская карта Безопасность денег на банковской карте Про кредиты Про вклады Ловушки для денег Такие разные деньги Содержание Различия научно-познавательного и художественного текстов. Содержание рассказа. Отличия художественного, научнопознавательного и газетного стилей. Содержание рассказа. Сравнение научно-познавательного и художественного текстов. Содержание рассказа Содержание научно-познавательного текста. Содержание художественного текста. Содержание научно-познавательного текста. Содержание текста, текст-описание. Рыбы, птицы, рептилии, амфибии, млекопитающие. Бумажные и металлические деньги, рубль, копейка. Наличные деньги, средства защиты бумажных денег, повреждённые деньги. Банковская карта. Правила безопасности при использовании банковских карт. Кредит. Ипотечный кредит. Автокредит. Кредит наличными. Вклад, вкладчик, срочный вклад, вклад до востребования. Вклад, вкладчик, срочный вклад, вклад до востребования. Доходы, расходы, прибыль, дефицит, профицит. «Естественно -научная грамотность» 9 часов Про белочку и погоду 1 1 Лесные сладкоежки 2 1 Про Зайчишку и овощи 3 1 Лисьи норы 4 1 Корень – часть растения 5 1 Занимательные особенности яблока 6 1 Про хомяка и его запасы 7 1 Материал для плотин 8 1 Позвоночные животные 9 1 «Математическая грамотность» - 8 часов Про беличьи запасы 1 1 Медвежье потомство 2 1 Про зайчат и зайчиху 3 1 4 1 Лисьи забавы 5 6 1 1 Про крота Про ежа 7 1 Про полевого хомяка 8 1 Бобры-строители Наблюдения за погодой. Медонос, настоящий и искусственный мёд Морковь, огурец, помидор, свёкла, капуста. Устройство лисьей норы, свойства лесной земли, песка и глины, состав почвы. Корень. Виды корневых систем. Видоизменённые корни. Яблоко, свойства яблока. Горох, свойства прорастания гороха. Строение древесины дерева, определение возраста дерева. Рыбы, птицы, рептилии, амфибии, млекопитающие. Сложение одинаковых слагаемых, решение задач. Столбчатая диаграмма, таблицы, логические задачи. Единицы измерения времени: сутки, часы. Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма. Решение логических задач с помощью таблицы; столбчатая диаграмма, чертёж. Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма. Решение выражений, столбчатая и круговая диаграмма, названия месяцев. Решение выражений, столбчатая и круговая диаграммы, именованные числа, четырёхугольники. Диаметр, длина окружности, решение практических задач. Итого: 34 часа 3 класс № п/п Дата Кол-во Тема урока часов «Читательская грамотность» 8 часов Про дождевого червяка 1 1 Кальций 2 1 Сколько весит облако? 3 1 Содержание Тип текста. Содержание научно-познавательного текста. Содержание научно-познавательного текста. Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста Хлеб – всему голова 4 1 Про мел 5 1 Про мыло 6 1 История свечи 7 1 Магнит 8 1 «Финансовая грамотность» 9 часов Что такое «бюджет»? 1 1 Семейный бюджет 2 1 Откуда в семье берутся деньги? Зарплата 3 1 Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и 4 1 социальные пособия Откуда в семье берутся деньги? Наследство, 5 1 вклад, выигрыш На что тратятся семейные деньги? Виды 6 1 расходов На что тратятся семейные деньги? 7 1 Обязательные платежи Как сэкономить семейные деньги? 8 1 Практическая работа. 9 1 «Естественно -научная грамотность» 9 часов Дождевые черви 1 1 Полезный кальций 2 1 Про облака 3 1 Про хлеб и дрожжи 4 1 Интересное вещество – мел 5 1 Чем интересно мыло и как оно «работает» 6 1 Про свечи 7 1 Волшебный магнит 8 1 Представление проектной работы 9 1 «Математическая грамотность» -8 часов Расходы и доходы бюджета 1 Планируем семейный бюджет 2 Подсчитываем семейный доход 3 Пенсии и пособия 4 Подсчитываем случайные (нерегулярные) 5 доходы Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста Главная мысль текста. Содержание текста. Содержание научно-познавательного текста. Содержание научно-познавательного текста. Содержание научно-познавательного текста. Федеральный бюджет, уровни бюджета, дефицит, профицит. Семейный бюджет, доходы и расходы. Понятие заработной платы, виды зарплаты. Пенсия, досрочная пенсия, пособия для разных категорий граждан. Наследство, вклад, выигрыш. Классификация расходов по различным основаниям. Виды обязательных платежей. Экономия семейного бюджета. Составление бюджета семьи. Дождевые черви Кальций Облака Дрожжи. Хлеб. Мел. Мыло Свеча Магнит Проектная деятельность Сравнение доходов и расходов. Дефицит и профицит. Доходы и расходы в семейном бюджете. Семейный доход в таблице, на диаграмме. Прожиточный минимум, минимальная пенсия, пособия. Налог на выигрыш, доход от выигрыша в лотерею. Подсчитываем расходы Расходы на обязательные платежи Подсчитываем сэкономленные деньги 6 7 8 Обязательные и непредвиденные расходы. Обязательные платежи Экономия семейного бюджета. Итого: 34 часа 4 класс № п/п Дата Кол-во Тема урока часов «Читательская грамотность» 8 часов Старинная женская одежда 1 1 Старинные женские головные уборы 2 1 Старинная мужская одежда и головные 3 1 уборы Жилище крестьянской семьи на Руси 4 1 Внутреннее убранство и предметы обихода 5 1 русской избы Внутреннее убранство и предметы обихода 6 1 русской избы История посуды на Руси 7 1 Какие деньги были раньше в России 8 1 «Финансовая грамотность» 8 часов Потребительская корзина 1 1 Прожиточный минимум 2 1 Инфляция 3 1 Распродажи, скидки, бонусы 4 1 Распродажи, скидки, бонусы 5 1 Благотворительность 6 1 Составляем словарик по финансовой 7 1 грамотности Составляем словарик по финансовой 8 1 грамотности «Естественно-научная грамотность» 10 часов Томат 1 1 Болгарский перец 2 1 Картофель 3 1 Содержание Содержание научно-познавательного текста. Содержание научно-познавательного текста. Содержание научно-познавательного текста. Содержание научно-познавательного текста. Содержание научно-познавательного текста. Содержание научно-познавательного текста. Содержание научно-познавательного текста. Содержание научно-познавательного текста. Состав потребительской корзины. Назначение прожиточного минимума. Инфляция. Акции, распродажа, скидки, бонусы, кешбэк. Акции, распродажа, скидки, бонусы, кешбэк. Благотворительность. Понятия по финансовой грамотности, изученные в 1-4 классах. Понятия по финансовой грамотности, изученные в 1-4 классах. Томат. Болгарский перец. Картофель. Баклажан. Семейство Паслёновые 4 1 Лук 5 1 Капуста 6 1 Горох 7 1 Грибы 8 1 Проектная работа 9 1 Проектная работа 10 1 «Математическая грамотность» - 8 часов В бассейне 1 1 Делаем ремонт 2 1 Делаем ремонт 3 1 Праздничный торт 4 1 5 6 7 8 1 1 1 1 Обустраиваем участок Поход в кино Поход в кино Отправляемся в путешествие Баклажан. Лук. Капуста. Горох. Грибы. Проектная работа Проектная работа Расписание занятий, выгодная покупка. Смета ремонта, расчёт стоимости строительных материалов. Смета ремонта, расчёт стоимости строительных материалов Рецепт торта, задачи на тройку величин «цена, количество, стоимость». Расходы на обустройство участка, площадь и периметр Расходы на поход в кино. Расходы на поход в кино. Расходы на путешествие. Итого: 34 часа Для преподавания учебного предмета используется учебно-методический комплекс: 1. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 2-3 класс общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2022г. – 32с. 2. Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 класс общеобразоват. орг. в 2 ч.– М.: ВАКО, 2022г. – 112с. 3. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2-3 класс общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2022г. – 64с. 4. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2022г. – 32с. 5. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2022г. – 112с. 6. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая программа. 4 класс общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2022г. – 56с. Цифровой ресурс 1) Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryak-na-temu-dozhdevye-chervi-3-klass-6188519.html 2) Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp 3) Учи. Ру https://olympiads.uchi.ru/olymp/finance/ 4) Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryak-na-temu-kalcij-3-klass-6188522.html 5) Математическая мастерская https://www.klass39.ru/reshaem-logicheskie-zadachi-1-4-klass/ 6) Учительский портал: Представлены уроки, тесты, презентации, внеклассные мероприятия, интерактивная доска, компьютерные программы http://www.uchportal.ru/load/47-2-2 7) Образовательная социальная сеть nsportal https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2021/03/20/metodicheskaya-kopilka-kombinatornyelogicheskie-i