Рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся (финансовая грамотность). Большинство обучающиеся с низким уровнем сформированности финансовой грамотности, не знают, что такое финансовые продукты, какие они бывают и не понимают принцип финансовых отношений. Основным объяснением всех финансовых операций, как правило, считают деятельность взрослых. Они слабо понимают, как происходит процесс обмена, покупки чего-либо, для чего и как копить деньги, не могут объяснить смысл финансовых понятий, не проявляют интереса к потребностям семьи, не проявляют интереса и бережливости к вещам личного пользования. Отношение к деньгам не осознанное. Представления учащихся о правильном финансовом поведении во многих случаях отличаются от моделей финансового поведения, реализуемых взрослыми. Общие тенденции в распределении ответов учащихся и взрослых выявлены только по двум вопросам: для чего следует накапливать сбережения и стратегии поведения в условиях дефицита денежных средств. Учащиеся, принимавшие участие в мониторинге, хотели бы в первую очередь узнать больше по следующим финансовым вопросам: создание своего дела (фирмы), ведение семейного бюджета, защита прав потребителей финансовых услуг. Формированию финансовой грамотности учащихся учреждений общего среднего образования будет способствовать разработка программ по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность», игр, проектов, компьютерных программ для организации внеурочной деятельности по вопросам финансовой деятельности; методических рекомендаций для учителей-предметников по рассмотрению вопросов, связанных с финансовой деятельностью, в процессе преподавания учебных предметов. План работы по повышению уровня финансовой грамотности обучающихся для педагогов школ: 1. Проанализировать результаты обучающихся, выявить сильные и слабые стороны каждого ученика. Составить план работы по ликвидации выявленных затруднений. 2. Включать в текущий контроль задания, которые вызвали наибольшие затруднения. 3. Развивать навыки функциональной грамотности через применение продуктивных форм и методов обучения. 4. При разработке программ по внеурочной деятельности, связанных с экономической тематикой, направленных на формирование жизненных компетенций учащихся, шире освещать вопросы, темы, которые позволят повысить финансовую грамотность учащихся. 5. В ходе образовательного процесса больше использовать задания, примеры, связанные с финансовой тематикой. Ознакомить все школы функциональной грамотности: с новыми ресурсами по формированию Материалы для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 "Об просмотр утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТСпросмотр 2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся» Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО.pdf (скачать) (посмотреть) Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть) Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть) Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть) Приказ УО от 17.02.2021 г. № 21 "Об утверждении плана мероприятий, направленных на повышение уровня функциональной грамотности" Список литературы по формированию функциональной грамотности Оценка функциональной грамотности (презентация) Результаты PISA в 2018 (презентация) Совершенствование российского образования (по результатам международных исследований просмотр просмотр просмотр просмотр просмотр качества общего образования PIRLS, TIMSS и PISA) Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному просмотр решению задач) Образовательная платформа "Просвещение" просмотр Тест "Цифровые компетенции педагога" просмотр просмотр Материалы Института стратегии развития образования РАО Читательская грамотность: понятие, приемы формирования (презентация) просмотр просмотр Банк заданий по функциональной грамотности Методы и приемы оценивания читательской грамотности (презентация) просмотр Повышение квалификации по формированию функциональной грамотности ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности Интенсив ЯУчитель 3.0 Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар) просмотр просмотр просмотр просмотр 1. https://www.natest.ru/go/mVG Онлайн-викторина по основам финансовой грамотности для 7-9 классов 2. https://rg.ru/articles/test-fin-gramotnost/- ПРОЙДИТЕ ТЕСТ НА ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ 3. https://bizmania.ru/units/shop/?id=1815625&tab=goods – Игра бизне$мания 4. Тайна потерянной копилки (fincult.info) 5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/. 6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования» (Демонстрационные материалы http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/. 7. Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa. 8. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf. 9. Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение»: https://myshop.ru/shop/product/4539226.html. 10. Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. СанктПетербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы: https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/1043/. 11. Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction. Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»: https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa. Рекомендации подготовлены муниципальным тьютором по финансовой грамотности Никитиной Еленой Николаевной