План – конспект урока по предмету «Математика», проведенного учителем начальных классов Вороновой Ольгой Александровной

КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: «Решение задач на движение»
ФИО:

Воронова Ольга Александровна

Место работы:

МОУ «Копорская школа»

Должность:

учитель начальных классов

Предмет:

математика

Класс:

4

Тема урока : Задачи на движение
Учебник: учебник «Математика», 4 класс, авторы: М.И. Моро, М.А.Бантова
Цель: создавать условия для закрепления усвоения обучающимися формул нахождения скорости, времени, расстояния; умения решать, анализировать
задачи по теме «Движение»; формирования навыков самостоятельной работы.
Задачи:
1. Формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию практических навыков работы с величинами (скорость, время, расстояние).
2. Развивать мышление: умение анализировать, сопоставлять, выделять главное и обосновывать свои действия, устанавливать причинно-следственные
связи, развивать интерес, внимание, математическую речь.
3. Обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения при
выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные: проявление интереса к новому учебному материалу, к способу решения учебной задачи; умение использовать имеющиеся знания и личный
опыт.
Предметные: устанавливать, понимать зависимости между скоростью, временем движением и длиной пройденного пути; устанавливать зависимости
между компонентами числового выражения, данными текстовой задачи; осуществлять анализ условия текстовой задачи.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке, удерживать цель учебной деятельности; оценивать правильность выполнения
действия, осуществлять самоконтроль и самооценку; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других
участников учебной деятельности.
Тип урока: урок применения полученных знаний и умений.

Оборудование: документ, учебник «Математика» для 4 класса, рабочая тетрадь, индивидуальные карточки из тетради на печатной основе.
Этап

Деятельность педагога

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организацио
нный момент

Проверка готовности к уроку.

Выполняют самооценку готовности

включенность в
учебную деятельность;
самоконтроль;

2.
Актуализация
знаний.
Постановка
темы и целей
урока

- Послушайте меня внимательно и
подумайте, о чём идёт речь?
Это присуще людям, животным,
машинам, доступно пароходам, это
совершают самолёты. Это то, что
позволяет оказаться сначала в одном
месте, а потом в другом. Без чего не
было бы жизни.
Так что же такое движение?
-Прочитайте, как в словаре русского
языка объясняется значение этого
слова.
- Какие величины связаны со словом
движение?
Задание по вариантам:
Выпишите в тетрадь
1вариант –единицы измерения
скорости
2вариант – единицы измерения пути
-Какие единицы измерения
остались?
Км, м/сек, дм, ч, сек, км /мин, м, сек,
м/мин, км/ч
- В каких задачах мы встречаемся с
этими величинами?
-Какова же тема сегодняшнего
урока?

Движение –это изменение положения
предмета в пространстве

Учащиеся выполняют задание
Учащиеся
оценивают
работу
(самооценка). На полях рядом с ответами
заданий
учащиеся
ставят
значки
самооценки: «+» - всё понимаю, ошибок
нет, «?» - материал понимаю, но ещё
допускаю незначительные ошибки (1-2),
«-» - много ошибок, нужна помощь.
Мы с этими величинами встречаемся при
решении задач на движение.
Тема урока «Решение задач на движение»

-Какие задачи на движение вы
знаете?
-Каковы цели нашего урока? Что
нам нужно знать, чтобы правильно
решить эти задачи?
-Что такое скорость?

–Что такое путь?

3. Применение
знаний в
условиях
выполнения
упражнений.

- Назовите формулу нахождения
скорости
- Как найти время движения?
- Как найти путь?
-Мы повторили формулы для
решения задач на движение.
- Итак, сегодня на уроке продолжим
решать задачи на движение.
1)работа в парах
Из данных выражений выберите
то, которое является решением
задач. Запишите решение и
выполните вычисления.
108·3; 450:3; 108:3; 636:212;
1) За 3 часа трёхпалый ленивец
преодолевает 450 м. С какой
скоростью передвигается это
животное?
2) Самой быстрой признана рыбапарусник. Скорость её движения 108
км/ч. Какое расстояние преодолеет
эта рыба за 3 часа?
3) Рекордная скорость
велосипедиста при спуске с ледника

задачи на нахождение скорости, времени
и расстояния
знать формулы для нахождения скорости,
времени, пути, уметь правильно
применять эти формулы при решении
задач на движение
Скорость –это величина, которая
показывает какой расстояние проходит
предмет за единицу времени (1час,
1минута.1секунда)
Путь – это расстояние, которое прошёл
предмет за какое – то время (2ч, 30минут)
v= s: t
t= s : v
s= v · t
Учащиеся сигнальными карточками
«+»,«-», «?» демонстрируют своё
согласие или несогласие с ответом
учиться анализировать,
синтезировать,
сравнивать,
сопоставлять,
Учащиеся выполняют задания,
классифицировать,
объясняют выбор решения:
подводить под понятие
умение с достаточной
полнотой и точностью
Знаю время -3ч, путь – 450м, найду
выражать свои мысли;
скорость по формуле v= s: t, значит
контролировать свои
решение этой задачи: 450:3=150м/ч
действия в процессе
его выполнения,
Знаю время -3ч, скорость – 108км/ч,
обнаруживать и
найду путь по формуле s= v · t,
исправлять ошибки;
значит решение этой задачи:108·3= 340км ориентироваться в
учебнике, выполнять
Знаю скорость -212км/ч, путь – 636км,
учебные действия по
найду время по формуле t= s : v,

– 212 км/ч За какое время, двигаясь
с этой скоростью, велосипедист
преодолел бы расстояние 636 км?

значит решение этой задачи:636:212=3 ч.

Самооценка
-Кто без ошибок выполнил это
задание? Какие ошибки допустили?
Кому нужна помощь?

Учащиеся оценивают свою работу
(самооценка)
На полях рядом с ответами заданий
учащиеся ставят значки самооценки: «+» всё понимаю, ошибок нет, «?» - материал
понимаю,
но
ещё
допускаю
незначительные ошибки (1-2), «-» - много
ошибок, нужна помощь.

Учащиеся читают задачу про себя, затем
2)-Откройте учебник с. 64 № 17
один ученик- вслух
Прочитайте задачу.
Анализ задачи:
О чём задача?
О поезде
О каких величинах идёт речь в Скорость, время, путь
задаче?
Что известно и что надо узнать в Известно, что поезд был в пути 5ч, и его
скорость была 62км/ч, а оставшийся путь
задаче?
в 2 раза больше того, что он прошёл.
Надо узнать весь путь.
делают чертёж
-сделаем чертёж
1ученик делает чертёж на доске
5ч 62км/ч
осталось пройти
прошёл

Как предлагаете решить задачу?

?км
Повторяют задачу по чертежу
Предлагают план решения задачи:
Чтобы ответить на вопрос задачи мы
должны знать путь, пройденный поездом
за 5ч и оставшийся путь. Знаю время и
скорость, могу найти путь по формуле s=
v · t, затем найду оставшийся путь, так как

аналогии, работать по
предложенному плану

он в 2 раза больше пройденного. И
третьим действием найду весь путь.
Учащиеся самостоятельно записывают
Запишите решение и ответ задачи
решение задачи
Для слабоуспевающих карточка –
помощник:
1) Знаю скорость и время, могу найти
расстояние, которое прошёл поезд
за 5 ч
2) Узнаю, какое расстояние осталось
пройти поезду (знаю, что в 2 раза
больше, чем прошел)
3) Отвечаю на вопрос задачи (знаю
сколько прошёл и сколько осталось
пройти)
Проверка: ученик вслух произносит
решение задачи.
Самооценка
Учащиеся сигнальными карточками
-Кто без ошибок выполнил это
«+»,«-», «?» демонстрируют своё согласие
задание? Какие ошибки допустили? или несогласие с ответом
Кому нужна помощь?
1) 62·5=310(км)путь,
пройденный
Проверка с записью решения через
поездом за 5ч
документ - камеру
2) 310·2=620(км)оставшийся путь
3) 620+310=930(км)весь путь
Ответ: 930км
В
три
- Во сколько действий решалась
Задачи на движение могут быть не только
задача?
простыми, но и составными.
Какой вывод можно сделать?
Что общего между простыми и И в тех, и в других есть взаимосвязанные
составными задачами на движение? величины: скорость, время, расстояние.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
3) Решение задач самостоятельно
(задания разного уровня сложности,
выбор заданий детьми)

Для слабоуспевающих задача № 16, дана
таблица:
скорость время расстояние

Учебник с. 65 задачи № 16,18,19
одинаковое
Перед вами три задачи. Выберите
ту, с которой вы, по-вашему, можете им надо дополнить
справиться самостоятельно и
скорость время расстояние
решите задачу.
6км /м
5ч
одинаковое
15км/ч
?ч
Учащиеся проверяют решение задач:
Задачи № 18,19- решают за доской, №16проверка через документ-камеру
Задача №16
1)6·5=30(км/ч)путь,
пройденный
туристами
Проверка
2)30:15=2(ч)время,
затраченное
на
обратный путь
Ответ: 2часа.
Задача №18
1)432:9=48(км/ч)скорость поезда
2)432:6=72(км/ч)скорость поезда
3)72-48=24(км/ч)необходимо увеличить
скорость
Ответ: на 24км/ч
Задачи №19
1)432-144=288(км)путь,
пройденный
мотоциклистом
2)288:6=48(км/ч)скорость мотоциклиста
Ответ: 48км/ч
Самооценка
-Кто без ошибок выполнил это
задание? Какие ошибки допустили?
Кому нужна помощь?

Учащиеся оценивают свою работу
(самооценка)
На полях учащиеся ставят значки
самооценки: «+» - всё понимаю, ошибок
нет, «?» - материал понимаю, но ещё
допускаю незначительные ошибки «-» много ошибок, нужна помощь.
Учитель помогает тем учащимся, кому
нужна помощь.

4.Творческое
применение
знаний в новой
ситуации

Самостоятельное составление и
решение задач
Индивидуальные карточки из
тетради на печатной основе, с.30-31
№ 102 по вариантам
№ 101 4 таблица

Учащиеся самостоятельно выполняют
задание

Взаимопроверка
Неправильное (или спорное решение)
обсуждается в парах, учащиеся
рассуждают: «знаю время и скорость,
“чтобы найти путь, надо скорость
умножить на время», «знаю путь и
скорость, чтобы найти время надо путь
разделить на скорость», «знаю путь и
время, чтобы найти скорость, надо путь
разделить на время».
Индивидуальные
карточки
из Проверку вслух осуществляют 2 ученика:
тетради на печатной основе, с.31, один называет выбранное равенство,
№103
другой говорит, правильно или нет.
Остальные учащиеся делают пометки и
исправления неверных ответов в своей
тетради. Неправильное (или спорное
равенство) повторяется ещё раз, и
учащиеся рассуждают: «С утверждением
“Чтобы найти расстояние, надо разделить
скорость на время” я не согласен, потому
что для нахождения расстояния надо
скорость умножить на время». В случае
всех верных ответов, ученики разъясняют,
почему они не согласны с утверждением.
Проверка
Самооценка

5. Рефлексия
деятельности
на уроке.
Самооценка
собственной
деятельности.

Дети оценивают свою работу на
Учитель
задаёт
вопросы, протяжении всего урока с помощью
направленные на рефлексию.
знаковой системы
Обдумывают ответы на вопросы

уметь оценивать
результат своей
работы;
оценивать свои
достижения,
определять свое
эмоциональное
состояние

-Какая задача сегодня была
самой интересной?
-Какое
задание
вызвало
затруднение.
-Кто доволен сегодня собой?
- Над чем надо поработать?
-Оцените свою работу:
 Всё получилось - весёлый
смайлик
 Ещё требуется небольшая
помощь – нейтральный
смайлик
 Получилось только с
помощью учителя –
грустный смайлик


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».