МОУ "КОПОРСКАЯ ШКОЛА" Подписано цифровой подписью: МОУ "КОПОРСКАЯ ШКОЛА" Дата: 2021.09.05 15:47:45 +03'00' РАССМОТРЕНО На педагогическом совете Протокол от 10.03.2020г. №07 УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МОУ «Копорская школа» от 10.03.2020 г. №12 Положение о работе с обучающимися по профессиональной ориентации в МОУ «Копорская школа» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения работы с обучающимися по профессиональной ориентации. Система работы по профориентации направлена на организацию психолого-профориентационной поддержки обучающихся с учетом возрастных особенностей, профессиональных интересов, потребностей, возможностей, исходя из требований рынка труда и складывающихся социально-экономических условий. 1.2. Положение разработано на основании Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 1.3. Эффективность и целостность системы профориентационной работы обеспечивается установлением взаимосвязи общеобразовательного учреждения, учреждений дополнительного образования детей, семьи, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования и общественности в профориентации обучающихся. 1.4. Координацию работ по организации и проведению профориентационной работы среди обучающихся осуществляет директор школы, заместитель директора по ВР, педагог, ответственный за организацию профориентационной работы; заместитель директора по УВР. 1.5. Работу по профориентации среди обучающихся проводят: классные руководители, учителя, педагог-библиотекарь, педагог-психолог. 2. Цели и задачи работы с обучающимися по профессиональной ориентации 2.1. Основной целью профессиональной ориентации является оказание помощи обучающимся в принятии решения о выборе профиля обучения, создание условий для актуализации процессов и механизмов профессионального самоопределения обучающихся, формирования способности осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда в квалифицированных кадрах. 2.2. Задачи профориентационной работы: 2.2.1. Создание в школе эффективно действующей системы профориентационной работы. 2.2.2. Разработка стратегии профориентационной работы в условиях сетевого взаимодействия и координация работы школы, учреждений дополнительного образования и учреждений, входящих в сетевое взаимодействие по организации профориентации обучающихся. 2.2.3. Осуществление организационно-управленческих мероприятий и информационной работы по профориентации обучающихся. 3. Принципы педагогической деятельности в работе с обучающимися по профессиональной ориентации 3.1 Принцип сознательности в выборе профессии - выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу. 3.2. Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям личности и одновременно потребностям регионального рынка в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. 3.3. Принцип развития - выбор такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и др. 4. Основные направления работы с обучающимися по профессиональной ориентации 4.1. Профессиональное просвещение включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию. Профессиональное просвещение предусматривает предоставление обучающимся актуальных и достоверных сведений, содержащих характеристику профессий, информацию о профессиональных учебных заведениях, состоянии рынка труда. 4.2. Профориентационная диагностика. Профориентационная диагностика предусматривает определение сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности, а также анализ интересов, личностных качеств и способностей обучающихся к той или иной профессии. 4.3. Профессиональное консультирование. Профессиональное консультирование - это система оказания действенной помощи в профессиональном самоопределении обучающихся, основанная на изучении личности. Основная задача заключается в выявлении внутренних ресурсов личности и раскрытии путей осознания себя в процессе профессионального самоопределения. 4.4. Социально-профессиональная адаптация. Социально-профессиональная адаптация основана на профориентационных играх и упражнениях, в которых происходит активное включение личности в ту или иную профессиональную группу. Основная задача заключается в формировании осознания особенностей трудовой деятельности, в освоении социально-психологических отношений в профессиональной группе. 5. Организация системы работы с обучающимися по профессиональной ориентации 5.1. Профориентация проводится систематично с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс. 5.2. Работа по профориентации проводится в дополнительное к основной учебе (в школе) время (на классных часах, внеурочная деятельность, дополнительное образование). 5.2.1. Система профориентационной работы предусматривает: - дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий ценностных ориентациях и жизненных планах; - создание профильных групп, элективных курсов с целью развития профессиональных качеств обучающихся; - разработку и реализацию мер по совершенствованию деятельности по профессиональной ориентации обучающихся, подготовку соответствующих нормативных правовых актов; - разработку справочно-информационных материалов, методических пособий и других материалов. 5.2.2. Профориентационная работа обеспечивает связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, с трудовой подготовкой школьников, обеспечивая успешную организацию трудового воспитания и обучения. 5.3. Обеспечение успешного функционирования педагогической системы профориентации происходит за счет тесного взаимодействия участников процесса друг с другом в пределах своих компетенций. 5.4. Школа, учитывая интересы обучающихся, на основе государственных стандартов и нормативов: - обеспечивает профориентационную направленность учебных программ, пособий и учебновоспитательного процесса в целом, участие в этой работе педагогического коллектива, родительской общественности, специалистов соответствующих организаций и учреждений; - проводят системную, квалифицированную и комплексную профориентационную работу; - формируют у обучающихся сознательный подход к выбору профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого обучающегося, с учетом потребности региона в кадрах; - организует профессиональное просвещение и консультирование, формирует у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах; - организует дифференцированное обучение обучающихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей; обеспечивает органическое единство психолого-педагогической консультации, профессионального отбора (подбора) ю, поступающих в образовательные учреждения профессионального образования. 5.5 Социально- психологическая служба школы в соответствии с нормативными документами: - создает психологические условия для наиболее полного развития творческих способностей, познавательной и нравственно-мотивационной сфер личности; - осуществляет мониторинг профессиональной направленности личности и профессиональных приоритетов обучающихся; - проводит профессиональное консультирование с использованием профессиограмм, других информационных и справочных материалов, применением методов психологической и профессиональной диагностики, - организует исследовательскую, экспериментальную и внедренческую работу с целью выработки наиболее эффективной технологии ведения профориентационной работы.