РАССМОТРЕНО На педагогическом совете Протокол от 30.09.2020 г. №02 УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МОУ «Копорская школа» от 30.09.2020г. №90 Положение о формах, периодичности, порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ Муниципального общеобразовательного учреждения «Копорская общеобразовательная школа» 1. Общие положения 1.1. Положение формах, периодичности, порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ (далее – Положение) разработано в целях проверки соответствия знаний обучающихся с ОВЗ требованиям программ и курсов коррекционно-развивающей области, сформированности универсальных учебных действий, глубины и прочности полученных знаний, умения их применять в практической деятельности, необходимой для социальной адаптации и интеграции данной категории детей в общество; обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения обучающимися АООП НОО и АООП ООО, позволяющий вести оценку предметных (в том числе результатов освоения коррекционно-развивающей области), метапредметных и личностных результатов; 1.2. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с: - Конституцией Российской Федерации; - ФЗ от 26.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования» (с изменениями от26.11.2010г.№1241,от22.09.2011г №2357, от8.02.2012г.№1060, от 29.12.2014г. №1643), - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598, - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 28.08.2020 №442, -Письмо Минобрнауки от 28.10.2014г.№ВК-2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования» - Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 №ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» - Уставом МОУ «Копорская школа», - настоящим Положением. 1.3. Положение регламентирует порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. 1.4. Промежуточная аттестация – форма контроля, определяющая успешность обучения в течение всего учебного года и подведение итогов за контролируемый период (урок, серия уроков по теме, четверть, полугодие, год) в виде стартового, текущего, рубежного, годового контроля предметных и метапредметных результатов. Метапредметные результаты включают совокупность регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Контроль и оценка метапредметных результатов предусматривает выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся. Предметом итоговой оценки освоения обучающихся с ОВЗ является достижение предметных и метапредметных результатов и достижения результатов освоения коррекционной работы. 1.5. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля в переводных классах, тематического контроля, проводимого как учителями, так и администрацией, а также административного контроля. Периодичность тематического контроля, проводимого учителем, определяется календарно-тематическим планированием по каждому предмету, утвержденным директором школы. 1.6. Периодичность административного контроля определяется планом работы школы, утвержденным директором. 2.Порядок проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ 2.1. Промежуточная аттестация обучающихся проводится во 2 - 11-х классах по учебным четвертям. Оценки результатов промежуточной аттестации выставляются в электронный журнал, дневник и портфолио обучающихся. 2.2. В 1 классе промежуточная аттестация за курс первого года обучения не проводится. 2.3. Четвертные отметки выставляются в баллах обучающимся 2 - 11-х классов. В промежуточной аттестации обучающихся, находящихся на лечении в санатории, стационаре, учитываются отметки, полученные в учебном заведении при лечебном учреждении. 2.4. Классные руководители доводят до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) предметы и форму промежуточной аттестации. При этом возможно присутствие директора школы, администрации школы. 2.5.Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, адаптированной для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, а для детей – инвалидов и инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. 2.6. Текущий контроль успеваемости обучающихся – это систематическая проверка учебных достижений обучающихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с адаптированной образовательной программой. 2.7. От промежуточной аттестации в переводных классах могут быть освобождены: - обучающиеся, имеющие положительные годовые отметки по всем предметам в особых случаях: 1) по состоянию здоровья согласно заключению медицинской комиссии; 2) в связи с экстренным переездом в другой населённый пункт, на новое место жительства; 3) по семейным обстоятельствам, имеющим объективные основания для освобождения от итоговых контрольных работ. 2.8. Промежуточная аттестация проводится ориентировочно до 20 апреля. 2.9. В день проводится только одна форма контроля. На педагогическом совете обсуждается вопрос о формах проведения промежуточной аттестации; доводится до сведения участников образовательного процесса сроки и перечень предметов, по которым проводятся письменные контрольные работы по единым тестам, разработанным государственным или муниципальными органами управления образования; обсуждается состав аттестационных комиссий по предметам, устанавливаются сроки аттестационного периода. 2.10. Обучающиеся с ОВЗ имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП. 3. Содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости учащихся с ОВЗ 3.1. Выставляемые оценки обучающихся с ОВЗ не могут быть приравнены к оценкам обучающихся не имеющих таких ограничений в виду значительной неоднородности состава обучающихся по степени ограничений возможностей здоровья в одном классе. 3.2. Оценка также играет роль стимулирующего фактора, поэтому допустимо работу некоторых обучающихся оценивать более высоким баллом. 3.3. Текущий контроль успеваемости обучающихся с ОВЗ проводится в течение учебного периода в целях: контроля уровня достижения обучающимися результатов, предусмотренных адаптированной образовательной программой; оценки соответствия результатов освоения адаптированных образовательных программ требованиям соответствующего ФГОС; проведения обучающимися самооценки, оценки его работы педагогом с целью возможного совершенствования образовательной деятельности; 3.4. Текущий контроль осуществляется педагогом, реализующим соответствующую часть образовательной программы. 3.5. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости обучающихся определяются педагогом с учетом адаптированной образовательной программы. 3.6. Формами текущего контроля являются: письменная проверка – письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, самостоятельные, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, диагностические, тестовые, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое; устная проверка – устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме ответа, беседы, собеседования и другое; комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок; иные формы контроля могут предусматриваться адаптированной образовательной программой. 3.7. Фиксация результатов текущего контроля осуществляется по пятибалльной системе в соответствии с критериями оценивания по предметам. 3.8. Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса в течение учебного года осуществляется без фиксации достижений обучающихся в виде отметок по пятибалльной системе. 3.9. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля успеваемости определяются педагогом в соответствии с адаптированной образовательной программой и могут включать в себя проведение дополнительной работы с обучающимися, индивидуализацию содержания образовательной деятельности обучающегося, иную корректировку образовательной деятельности в отношении обучающегося. 3.10 Педагоги доводят до сведения родителей (законных представителей) информацию о результатах текущего контроля успеваемости обучающегося как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник обучающегося, электронный журнал), так и по запросу родителей (законных представителей) обучающихся. 3.11. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах текущего контроля успеваемости обучающегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю. 3.12. Четвертные (годовые) отметки успеваемости выставляются обучающимся на основе текущих отметок успеваемости как среднее арифметическое с учётом результатов диагностических, комплексных, тестовых, контрольных, выставленных в классный журнал. 3.13. Отметка за четверть учащимся 2-11 классов выставляется при наличии 3-х и более текущих отметок. 4. Система, формы и методы оценки результатов обучающихся с ОВЗ 4.1. Система оценки достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи: закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки, предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ; ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование универсальных учебных действий; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку личностных, метапредметных и предметных результатов; предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации; позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их социальной (жизненной) компетенции. закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов; предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации; позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции. 4.2. Результаты достижений обучающихся с ОВЗ в овладении АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы: дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся; единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся. Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования обучающихся с ОВЗ, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов их образования. 4.3.При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении содержания АООП необходимо ориентироваться на представленный в АООП перечень планируемых результатов. Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с ОВЗ имеет определяющее значение для оценки качества образования. 4.4.В соответствии с АООП ООО п. 1.3 «Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования» для обучающихся с ОВЗ оценке подлежат личностные, метапредметные и предметные результаты. 4.5.Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. 4.6.Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например, комплекс результатов: «формирования гражданского самосознания») могут быть оценены исключительно качественно. 4.7.Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Состав экспертной группы определяется общеобразовательной организацией и включает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача невролога, психиатра, педиатра), которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с ОВЗ АООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). 4.8.Результаты анализа представляются в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика. Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. 4.9. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. 4.10. Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медикопедагогический консилиум. 4.11. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования. 4.12 Оценка метапредметных результатов предполагает оценку продвижения обучающегося с ОВЗ в овладении регулятивными, коммуникативными и познавательными универсальными учебными действиями, т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на управление своей познавательной деятельностью. 4.13 Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся с ОВЗ к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 4.14 Уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах: достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий; достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебнопрактических задач средствами учебных предметов; достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. Система, формы и методы оценки результатов в условиях ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (ТНР) представлены в Приложение 1. 5. Оценка достижения учащимися планируемых результатов освоения программы коррекционной работы 5.1. Оценка результатов освоения учащимися с ОВЗ программы коррекционной работы опирается на следующие принципы: дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ; динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей учащихся с ОВЗ; единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АОП, что сможет обеспечить объективность оценки. 5.2. Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимся с ОВЗ программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития. 5.3. Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы также учитывается мнение родителей (законных представителей). 5.4. В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы обучающийся в случае согласия родителей (законных представителей) направляется на расширенное психолого-медико- педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы. 5.5. Результаты освоения обучающимися программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку. 5.6. Результаты освоения обучающимися с ОВЗ предметных, метапредметных и личностных результатов фиксируются в индивидуальной карте развития обучающегося. 6. Содержание, и порядок проведения промежуточной аттестации 6.1. Целями проведения промежуточной аттестации являются: - объективное установление фактического уровня освоения адаптированной образовательной программы и достижения результатов освоения адаптированной образовательной программы; - оценка достижений конкретного учащегося, позволяющая выявить пробелы в освоении им адаптированной образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности учащегося в осуществлении образовательной деятельности, - оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы. 6.2. Промежуточная аттестация в МОУ «Копорская школа» проводится на основе принципов объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения учащимися адаптированной образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых учащимся результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы получения образования, формы обучения, факта пользования платными дополнительными образовательными услугами и иных подобных обстоятельств. 6.3. Промежуточная аттестация проводится во 2-х – 11-х классах в конце каждого учебного года учителями в сроки, установленные календарным учебным графиком МОУ «Копорская школа» 6.4. Для учеников, обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом. 6.5. В промежуточной аттестации обучающихся, находящихся на лечении в санатории, стационаре, учитываются отметки, полученные в учебном заведении при лечебном учреждении. 7. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ 7.1. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся в полном объеме успешно освоившие образовательные программы основного общего, получившие «зачет» на итоговом собеседовании и не имеющие академической задолженности. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся в полном объеме успешно освоившие образовательные программы среднего общего, получившие «зачет» на итоговом сочинении (изложении) и не имеющие академической задолженности. 7.2. Результатом освоения образовательных программ учащихся с ОВЗ является итоговая промежуточная аттестация на каждом уровне образования. 7.3. Для учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов, обучающихся по образовательным программам основного общего образования, среднего общего образования Государственная итоговая аттестация проводится в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ). 7.4. Для учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся по образовательным программам основного общего образования ГИА по отдельным учебным предметам по их желанию, проводится в форме ОГЭ. Для учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся по образовательным программам среднего общего образования ГИА по отдельным учебным предметам по их желанию, проводится в форме ЕГЭ. 8. Порядок перевода обучающихся с ОВЗ в следующий класс, ликвидации академической задолженности. 8.1. Обучающиеся, освоившие в полном объёме соответствующую часть образовательной программы, переводятся в следующий класс. 8.2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 8.3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. 8.4. Организация создает условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации. 8.5. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность по итогам учебного года в срок, установленный решением Педагогического совета школы, но не позднее сентября следующего учебного года. 8.6. Для проведения промежуточной аттестации при ликвидации академической задолженности во второй раз организацией создается комиссия. 8.7. Педагоги, имеющие неуспевающего обучающегося, предоставляют материалы по предупреждению неуспеваемости данного обучающегося, а также план индивидуальной работы с ним. 8.8.Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно (ст. 58,п.8 ФЗ №273 «Об образовании в РФ». Родители (законные представители) условно переведенного обучающегося письменно уведомляются о принятом решении, сроках ликвидации задолженности, объеме необходимого для освоения учебного материала. По соглашению с родителями (законными представителями) для условно переведенных обучающихся в течение следующего учебного года с момента возникновения академической задолженности организуется работа по усвоению учебного материала: предоставляются учебники и другая учебная литература, имеющаяся в библиотеке ОО; учителем обучающемуся производится консультативная помощь, необходимая для освоения общеобразовательной программы по данному предмету; осуществляется аттестация обучающегося. 8.9. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, направляются на территориальную психологомедико-педагогическую комиссию – ПМПК - для уточнения образовательного маршрута, возможного изменения образовательной программы, либо перевода на обучение по индивидуальному учебному плану, повторное обучение, и т.п. по согласованию с родителями (законными представителями). 8.10.Образовательная организация в письменной форме информирует родителей (законных представителей) обучающихся о необходимости принятия решения об организации дальнейшего обучения ребенка. 9.Обязанности участников образовательного процесса 9.1. Руководитель общеобразовательного учреждения обеспечивает контроль за выполнением заместителем директора по учебно- воспитательной работе следующих обязанностей: на педагогическом совете обсудить вопрос о формах проведения промежуточной аттестации и итоговых работ обучающихся; довести до сведения участников образовательного процесса сроки, формы и перечень предметов, по которым проводятся письменные итоговые работы по единым текстам; утвердить состав аттестационных комиссий по предметам; утвердить расписание итоговых аттестационных работ; решить вопрос об освобождении обучающихся от итогового контроля и провести их аттестацию на основе текущей аттестации; представить анализ итоговых работ обучающихся на методическое объединение и педсовет информировать родителей (законных представителей) о результатах аттестационной деятельности. 10. Порядок перевода обучающихся 10.1 Перевод обучающихся в последующий класс осуществляется на основе положительных оценок по усвоению АООП ОВЗ соответствующего варианта обучения обучающихся. 10.2 Обучающиеся, не справляющиеся с учебной программой, направляются на ПМПК комиссию для уточнения образовательного маршрута. 10.3 Условный перевод не осуществляется для обучающихся в выпускных (4, 9 -х) классах. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования (ст.66, п. 5 ФЗ№273 «Об образовании в РФ) 10.4. Основанием для повторного обучения является наличие неликвидированной академической задолженности по итогам учебного года. Решение о повторном обучении принимается решением педагогического совета, на основании которого директором издается соответствующий приказ. Родители (законные представители) принимают решение о повторном обучении. 10.5. Решение педсовета вносится в личное дело обучающегося и классный журнал. 10.6. Срок действия Положения не ограничен. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Система, формы и методы оценки результатов в условиях ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (ТНР) Развитие речи Каждый ответ ученика (устный или письменный) должен оцениваться дифференцировано с учетом как уровня его речевого развития и общей динамики продвижения в овладении устной и письменной речью, так и тех фактических знаний, навыков, умений, которые он приобретает по тем или иным разделам программы русского языка за определенный промежуток обучения. При проверке знаний, умений, навыков по разделу русского языка Развитие речи" учитываются: 0. Знание учащимися изученной лексики. 1. Практическое владение изученными грамматическими формами слов и конструкциями предложений. 2. Развитие связной речи, логичность построения и оформление. Отметка "5" ставится ученику, если он: правильно употребляет в речи лексику по изучаемой тематике. Во 2-4 классах допускается 1- 2 ошибки на смысловую замену слов с обобщенным, переносным значением; правильно образовывает и изменяет слова, а также строит словосочетания и предложения в соответствии с требованиями грамматики. Допустимы 1 – 2 ошибки при построении распространенного предложения (с 6 – 7 и более членами предложения) или сложного предложения; умеет поставить вопрос, дать краткие и распространенные ответы, самостоятельно развернуть беседу о событиях школьной жизни и на изучаемую тему (3 - 4 кл.) активно высказывается в процессе беседы; умеет строить развернутые высказывания при составлении рассказов по картинкам или серии картин, по диафильмам, по наблюдениям на экскурсии, описанию отдельных предметов, явлений природы с опорой на вопросы, план, ключевые слова. Может быть допущено не более 1 ошибки по содержанию и 1- 2 лексико – грамматических или фонетических ошибок. Отметка "4" ставится, если ответ в основном соответствует требованиям, установленным для отметки " 5", но при этом ученик: новый словарь по теме использует не всегда точно и правильно, может допустить 2 – 3 ошибки на смысловую замену слов; при употреблении сложных предложений нуждается в помощи учителя, может допустить 2- 3 ошибки на изменение формы или связи слов в предложении; строит недостаточно развернутые высказывания (2- 4 кл.), допускает 2 – 3 ошибки по содержанию и 3 – 4 лексико – грамматические ошибки. Отметка "3" ставится ученику, если он: допускает 4 – 5 ошибок на смысловую замену слов; употребляет предложения более простой грамматической структуры, чем предусмотрено программными требованиями, допускает 4- 5 грамматических ошибок при построении предложений; недостаточно инициативен в беседе, ответах на вопросы, пользуется в основном краткими ответами, не умеет самостоятельно развернуть беседу на заданную тему, нуждается в систематической помощи учителя; допускает 4 –5 ошибок по содержанию, 4 – 5 лексико – грамматических ошибок. Отметка "2 ставиться, если ученик: недостаточно усвоил новый словарь по теме, неверно употребляет слова, допуская 5 ошибок на смысловые замены слов, использует простые нераспространенные предложения, допуская 5 грамматических ошибок; не умеет последовательно и связно строить высказывания, выделять существенные свойства описываемого явления, предмета, отбирать факты, необходимые для раскрытия содержания высказывания; допускается 5 ошибок по содержанию при использовании помощи учителя 5 –7 и более лексико – грамматических ошибок. Грамматика и правописание Оценка знаний осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого программного материала. Их содержание и частота определяется учителем с учетом специфики изучаемой темы, степенью ее сложности, а также особенностями речевого развития учащихся каждого класса. Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значимых тем программы в каждой учебной четверти, полугодии. В первом классе проводятся итоговые проверочные работы. Время проведения итоговых контрольных работ определяется общешкольным графиком, составленным руководителем школы по согласованию с учителем. В один учебный день в классе следует давать только одну письменную итоговую контрольную работу, в течение недели - не более двух. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, и в первый день после праздника, в понедельник. Оценка контрольных диктантов у детей с тяжелыми нарушениями речи С помощью контрольных диктантов проверяются навыки правописания, поэтому диктант оценивается одной отметкой. В контрольной работе, включающей диктант и дополнительное задание (фонетический, грамматические и прочие разборы), ставятся две отметки (отдельно за каждый вид работы) В I классах на проверочную работу отводится не более 20 минут, во 2 и 3 классах - не более 35 минут, в IV классе - до 40 минут. В I классе текст диктанта должен состоять из слов и предложений, неоднократно проанализированных на уроках обучения грамоте и произношения, а на уроках развития речи должна быть подготовлена лексико – грамматическая сторона материала. Объем материала для диктанта по классам (рекомендации на конец года): Класс Количество слов I 20–30 II 35–40 III 45–55 IV 50–70 ПРИМЕЧАНИЕ. Если диктант сопровождается грамматическим заданием, объем его может быть сокращен на 10 – 12 слов. Диктант оценивается: Отметка "5" ставится, если нет орфографических ошибок. Допустимо одно исправление и 1- 2 дисграфические ошибки, связанные с выраженным дефектом речи ребенка. Отметка "4" ставится, если допущены 1- 3 орфографические ошибки и не более 2 -3 дисграфических ошибок. Отметка " 3" ставится, если допущено 5 –6 орфографических ошибок и не более 4–5 специфических ошибок. Отметка "2" ставится, если допущено 8 –9 орфографических и более 4 дисграфических ошибок. У вновь поступивших учащихся проверка знаний и умений осуществляется лишь на материале, который уже проработан с учащимися в специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. При наличии в классе значительного количества детей с нарушениями общей моторики и мелких мышечных движений кисти рук и пальцев объем материала для диктанта может быть уменьшен. Учащимся, имеющим нарушение моторики, не следует снижать оценку за почерк. Детям, страдающим сенсорной алалией или афазией, вместо слухового диктанта предлагается списывание текста с пропущенными орфограммами на правила, предусмотренные программными требованиями. Специфические ошибки следует рассматривать в индивидуальном плане для каждого ученика. К числу специфических ошибок (дисграфических) относятся: а) смешение и замены букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования (например, звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие и свистящие, соноры и др. " Лупа" вместо Люба, "салас" вместо шалаш, "топол" вместо топор); б) нарушения структуры слова (пропуски, добавления или перестановки отдельных слогов или частей слова, раздельное написание частей слова: "двевь" – дверь, "граниф" – графин, "уви-де - ла" - увидела). Оценка грамматических знаний Отметка "5" ставится, если правильно выполнены все задания. Отметка "4" ставится, если правильно выполнено не менее 3/4 задания. Отметка "3" ставится, если выполнено не менее половины задания. Отметка "2" ставится, если выполнено менее половины задания; выполнил неправильно все задания или не выполнил его совсем. Оценка изложений и сочинений С помощью изложений и сочинений проверяется умение правильно излагать содержание текста, правильно строить предложение и ставить соответствующие знаки препинания. В изложениях и сочинениях оценивается содержание, стиль, грамотность. Изложение вводится со 2 класса, сочинение со второго полугодия 3 класса. В 3 классе предлагаются тексты повествовательного характера, легко делимые на части, с небольшим количеством незнакомых слов. План изложения составляется под руководством учителя. В 3 классе в течение года должно быть написано не менее 10 изложений и сочинений. В IV классе тексты повествовательного характера усложняются по содержанию и построению, вводятся элементы описания. План изложения составляется коллективно под руководством учителя. В течение учебного года должно быть написано от 10 до 15 изложений и сочинений. Примерный объем текстов для изложений и сочинений: III класс – 30 – 40 слов. IV класс - 50 – 60 слов. Отметка "5" ставится, если: - изложение и сочинение полностью соответствует теме (тексту); может быть допущено не более 1 ошибки по содержанию, 1 стилистической, 1 орфографической, 1- 2 специфических (лексико – грамматических) ошибок. Отметка "4" ставится, если: - изложение или сочинение в основном соответствует теме (тексту); может быть допущено не более 2 ошибок по содержанию, 2 стилистических, 2- 3 орфографических, 2- 3 специфических ошибок. Отметка "3" ставится, если: - изложение или сочинение недостаточно полно и точно излагает тему; может быть допущено не более 3- 4 ошибок по содержанию, 3- 4 стилистических, 4 –6 орфографических, 3- 4 специфических ошибок. Отметка "2" ставится, если: - изложение или сочинение не соответствует теме (пропущены или искажены важные события, главные части); - допущено более 4 ошибок по содержанию, 7 – 9 орфографических, 5 –7 специфических ошибок. К числу специфических ошибок, помимо выше указанных, можно отнести замены слов: ситуационные замены: "цветы" вместо клумбы, "вода" вместо фонтан, "лед" вместо каток; замены названия части предмета или его деталей названием целого: " платье" вместо воротник, " машина" вместо кузов; замены слов, обозначающих общие понятия, частным понятием и наоборот: "ботинки" вместо обувь, " тарелка" вместо посуда; замены предмета и действия, предмета и качества: " топор" вместо рубить, "краски вместо рисовать, "крышка" вместо железная и др.; по морфологическому составу, например ошибки в глагольных приставках: " наливает" вместо поливает, " убирает" вместо собирает; смешения видов глаголов, смешение предлогов, пропуски добавления предлогов, слитное написание предлогов ("3а угла выехала машина", " Полчаса пойдем гулять", «науглу», и др.); ошибки в управлении (" красить кисть", " рисует мел"); слитное написание ряда слов в предложении ("гудок" вместо гудит гудок). Оценка устных ответов по грамматике и правописанию Отметка "5" ставится ученику, если: он дает правильные и полные ответы на все поставленные вопросы (могут быть допущены 1-2 ошибки в речи); обязательно подтверждает ответ примерами; распознает в предложенном тексте изученные грамматические явления; умеет объяснить написание слов и употребление знаков препинания. Отметка "4" ставится ученику, если: его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для отметки "5", но он допускает отдельные неточности в формулировке правил, легко исправляет их или, верно формулируя правила, допускает отдельные неточности в подтверждении их примерами; при разборе делает единичные негрубые ошибки; допускает свободное изложение правила, но без искажения его содержания. Отметка "3" ставится ученику, если он: формулирует правило по наводящим вопросам учителя или допускает ошибки, которые исправляет с помощью учителя; твечает недостаточно последовательно. Отметка "2" ставится ученику, если он: не усвоил наиболее существенные части изученного материала; при отсвете допускает грубые ошибки; не может исправить их даже с помощью учителя; обнаруживает полное незнание программного материала Итоговая оценка знаний и умений учащихся За четверть и за год выставляется одна оценка по грамматике и правописанию на основе учета знанийи умений, учащихся посредством текущих и итоговых контрольных работ, как письменных (диктант, грамматические задания и др.), так и устных (устный опрос). Литературное чтение - При оценке чтения учитывается степень понимания прочитанного, техника И выразительность, умение работать с текстом. Отметка "5" ставится ученику, если он: правильно читает , первом полугодии I класс - плавно по слогам слова пройденных слоговых структур, во втором полугодии I класса целыми словами, а трудные слова по слогам); не допускает искажений и перестановок звуков, слогов и слов (допуская не более 1 2 ошибок на замену звуков и нарушения структуры слова), повторы частей слова и слов; отчетливо произносит звуки и слова; правильно соблюдает ударения в словах (допускается не более 1 –2 ошибок), паузы, нормы, орфоэпического чтения (3-4 кл.), логическое ударение (3-4 кл.) - в 3 классе после разбора текста учителем (исключение могут составить дети с дизартрией, ринолалией, алалией, осложненной заиканием); соблюдает нормативы беглого чтения для данного года обучения; понимает прочитанный текст, уместно употребляет вновь усвоенные слова при работе над текстом; умеет дать оценку событиям, героям произведений, правильно передать с помощью интонации мысли и чувства героев (3-4 кл.); правильно отвечает на вопросы по содержанию прочитанного ( I кл.); последовательно пересказывает прочитанный текст (2-4 кл.); выполняет требования по внеклассному чтению для данного года обучения. Отметка "4" ставится ученику, если он: допускает при чтении не более 3 – 4 ошибок в словах (на замену, перестановку, добавления, пропуски звуков, слогов или слов) или в выделении словесных и логических ударений, при соблюдении пауз, орфоэпического чтения; соблюдает нормативы беглого чтения для данного года обучения; понимает смысл прочитанного произведения или его частей, но недостаточно четко формулирует ответ, иногда неверно употребляет слова; умеет подробно (1-2 кл.), сжато и выборочно (3-4 кл.) пересказать содержание текста, но допускает 3- 4 лексико-грамматические ошибки или упускает, включает несущественные детали, которые легко исправляет с помощью учителя; допускает при чтении наизусть единичные ошибки, но легко их самостоятельно исправляет; выполняет требования к внеклассному чтению для данного года, но допускает неточности при назывании книг и воспроизведении их содержания по памяти. Отметка "3" ставится ученику, если он: недостаточно владеет техникой чтения для данного класса первом классе не усвоил плавное слоговое чтение, во 2 классе читает по слогам, в 3-4 классах читает отрывисто, недостаточно выразительно); допускает 5 -7 ошибок, повторы частей слова и слов; не соблюдает пауз между словами, допускает ошибки в словесном логическом ударении; имеет темп чтения на уровне предыдущего класса; недостаточно точно понимает прочитанного; неточно делит текст на логически законченные части, но с помощью учителя выполняет эти задания; обнаруживает при чтении нетвердое усвоение текста; требования по внеклассному чтению для данного года обучения выполняет при условии ограниченного задания. В I классах неудовлетворительная отметка по чтению не ставится. Отметка "2" ставится ученику, если он: читает отрывисто по слогам, с частым переходом на побуквенное чтение; допускает большое количество ошибок на замену слогов, перестановку, повторы частей слова и слов; не может выделить главную мысль прочитанного; при пересказе искажает содержание прочитанного. В течение года учитель систематически проверяет темп чтения учащихся (не менее двух раз в год). Примерные нормативы, учитываемые при определении темпа чтения в конце года (количество слов, прочитанных за одну минуту): Класс I II III IV Чтение вслух 20–25 30–40 50–60 70–80 Чтение про себя --------------50 – 60 70 –80 90 –100 Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний умений, способность их применять в практической деятельности. Оценка этой группы результатов начинается со 2-го класса. Во время обучения в I-х классах целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. Оценка достижения обучающимися с ОВЗ предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом. Оценка достижения обучающимися предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. В процессе оценки достижения планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.). Организация самостоятельно разрабатывает содержание и процедуру проведения итоговой аттестации. Годовые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в личное дело обучающегося и являются основанием для его перевода в следующий класс. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Об учете специфических ошибок при оценивании работ учащихся с дисграфией и дислексией Составитель: Яковлева Н.Н., к.п.н, заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики Рекомендации к учету специфических ошибок у детей с нарушениями письменной речи Учащиеся с нарушениями письменной речи относятся к группе детей с ограниченными возможностями здоровья. Законом об образовании в Российской Федерации, ФГОС начального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), ФГОС общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) предусмотрено создание специальных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. К специальным условиям относятся «… проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ…» (Закон об образовании в РФ, ст. 79.3.). В целях создания специальных условий обучения (создание благоприятной комфортной психолого-педагогической среды), не травмирующих психику учащегося, в максимальной степени способствующих получению образования и усвоению образовательной программы учащимися с нарушениями письменной речи, рекомендуется учитывать специфические ошибки, обусловленные нарушениями письменной речи (дисграфией, дислексией, дисорфографией) и не учитывать их при оценке работ по русскому языку, чтению. Основанием для учета специфических ошибок письма является один из нижеперечисленных документов: справка о нарушении письменной речи учащегося, заверенная подписью учителялогопеда, руководителя образовательной организации и печатью образовательной организации, в чьем ведении находится логопедический пункт; справка комиссии ТПМПК. ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПО УЧЕТУ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПИСЬМА Нарушения письменной речи у школьников является достаточно распространенным явлением. Обследование учащихся, обращающихся за логопедической помощью на логопедические пункты, в ППМС (психолого-педагогические медико-социальные) центры, показывает, что причиной появления дисграфии, дислексии, дизорфографии чаще всего являются нарушения устной речи: общее недоразвитие речи (ОНР) третьего, четвертого уровней речевого развития, фонетико-фонематические нарушения и минимальные дизартрические нарушения. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте» (Л.С.Волкова, 1995) В структуре ОНР выделяются нарушения: всех сторон функциональной речевой системы (фонетико-фонематической, лексикограмматической, семантической); регулирующей функции речи; нарушается деятельность психических процессов. Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. (Л.С.Волкова, 1995). При дизартрии наблюдается дефекты звукопроизношения, просодики, тонкой и артикуляторной моторики. Нарушения моторных компонентов значительно затрудняет формирование фонетической стороны речи, которая с трудом корректируются, и вызывает вторичные отклонения в формировании лексико-грамматических компонентов речи. Дети без специальной подготовки оказываются неспособными усваивать школьную программу. Данная категория обучающихся входит в так называемую «группу риска» и составляет значительный процент неуспевающих по русскому языку. Нарушения письменной речи принято обозначать терминами «дисграфия», «дислексия» и «дисорфография». Дисграфия характеризуется стойкими специфическими ошибками на письме, которые могут быть обусловлены как несформированностью устной речи, так и значимых для обеспечения процесса письма, высших психических функций в силу различных причин от социально-психологических до органической патологии. При дислексии дети с трудом овладевают навыками чтения, оно изобилует многочисленными повторяющимися ошибками, обусловленными «несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением». (Лалаева Р.И., 1998). Для дисорфографии характерны стойкие ошибки, связанные с трудностью усвоения учащимися орфографических умений и навыков и применения их на письме при несформированности морфологического анализа или стойкой неспособность овладеть правилами пунктуации. Учитывая сложность речевого нарушения учителю необходимо знать, что обучающемуся требуется комплексная логопедическая помощь, включающая в себя не только коррекцию письменной, но и устной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с речью (память, внимание, мышление). В период занятий по устранению дисграфии, дислексии или дисорфографии очень важен психологический комфорт, который возможен при понимании структуры нарушения письма учителем класса, в котором занимается ребенок и его взаимодействии с учителем-логопедом. Дети-логопаты зачастую не могут выполнить письменные задания в соответствии с нормами, принятыми в школе для каждого класса. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПИСЬМА (По И.Н. Садовниковой) Ошибки звукового анализа. Пропуски: снки – санки, кичат – кричат, девча – девочка, бт – брат. Чаще всего данные ошибки встречаются при следующих позиционных условиях: 1) встреча двух одноименных букв на стыке слов: стал лакать, прилетают только зимой; 2) соседство слов, включающих одинаковые буквы, обычно гласные, реже согласные. Настала, ходили, хрустит Перестановки. Чумал- чулан, зверошился – взъерошился Он – но: от дома – то дома, зима – зиам, двор – довр. Вставки гласных букв при стечении. Ноябарь, декаборь, дуружно Ошибки фонематического восприятия. Смешения: Звонкие, глухие - кослик, вазилек, портвель Лабиализованные гласные (о – у) - звенит рочей; е – ю – клёква, лёбит, перелютные птицы Заднеязычные – черемука, горговой, за голмом Сонорные хородный, лабота Свистящие и шипящие – шиски, жажгли, нещёт Аффрикаты ч-щ – стущал, роча ч-ц – сквореч, чапля ч-ть – черчит, утитель ц-т – пцицы ц-с – куриса Смешение букв по кинетическому сходству. о-а – бонт, куполся, сенокас б-д – людит, убача и-у – прурода, кукишка т-п – стасли, шатка х-ж – ех л –я – апреяь г-р – гечка, ролодный, ветег Персеверации (застревание) в пределах слова – «магазим»; в пределах словосочетания - «у деда Модоза»; в пределах предложения – «Девочка кормила петуха и курм». Антиципации (упреждение, предвосхищение) – в пределах слова – «на девевьях, дод крышей» в пределах словосочетания, предложения - «с родмыми местами», «У нас дома есть… У насть дома есть…» Возможны антиципации и персеверации слога «стутупали», спуспуклись», «мелго мелкой рыбы» Ошибки на уровне слова Раздельное написание частей слова наблюдается чаще всего в следующих случаях: когда приставка, а в бесприставочных словах начальная буква или слог напоминают предлог, союз, местоимение («и дут», «на чалось», «я сный», «с мотри», «с вой» и др.). По-видимому, здесь имеет место генерализация правила о раздельном написании служебных частей речи; при стечении согласных из – за их меньшей артикуляторной слитности происходит разрыв слова («б рат», «поп росил», «д ля», «пчелы» и др.). Слитное написание частей слов и слов «ветки елии сосны», «кдому, надерево», «быличудные дни», «кругомтихо», «всядетвора», «идетработа», «светитлуна». Смещение границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них, например: «у дедмо Рза» - у деда Мороза. Контаминации слов Лепят бабу – лептбау, была зима – блзм Морфемный аграмматизм Лед – ледик; рука – рукища; цветок, растущий в поле – поленый цветок, лисячий хвост, медведевая шуба; взмахнул лопатый. Лосиха присторожилась. Ошибки на уровне предложения нарушение связи слов в предложении (согласование и управление); неправильное употребление падежных окончаний, единственного и множественного числа (деревы, ручков); согласование различных частей речи в словосочетании (семь конев, два кони, красная платья, дождь пошла и др.) неправильное употребление предложно-падежных конструкций (Цветы стоят в ваза. Собака вылезает с будки.); пропуски членов предложения, чаще всего глаголов. (Мальчик песочнице.) Могут быть пропуски также подлежащего, достаточно часто прилагательного. (Пошел в лес. Собирает грибы. Зимой у зайца шуба. Его не видно.) нарушение связи между отдельными предложениями, чаще всего это случается в результате пропуска какого-либо эпизода. (Заяц бегал, бегал по лесу. И вдруг увидел. У него быстрые ноги. Лиса злится.); неправильное членение текста на предложения, не сформированы языковое чутье, просодические компоненты речи, ритм и в первую очередь интонационные компоненты речи. Ошибки, обусловленные нарушением процесса чтения (дислексия) (По Р.И. Лалаевой) Фонематическая дислексия: замены, смешения букв, соответствующих акустически и артикуляторно сходным звукам (б – п, д – т, к – г, х – к, м – н, в – ф, с – ш, с – ц, ж – ш, ж – з, с – з, т’ – щ, ч – щ, ш – щ, л – р, л – й, р – й, ц – т, л – у, л – в, и – ы); пропуски, перестановки, добавления букв Оптическая дислексия: замены, смешения графически сходных букв (Л – Д, З – В, Т – Г, Ь – Р, Н – И, Р – В, Н П,С–О,Ж–Х,Ш–Щ,К–И,Л–П) Аграмматическая дислексия: изменение падежных окончаний существительных (из-под листьях, у товарищах); неправильное согласование прилагательных и существительных в роде, числе и падеже (сказка интересное, большая письмо); изменение числа местоимения (все -весь) неправильное употребление родовых окончаний местоимений (такая город, ракета наш); изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени (это был страна, ветер промчалась); неправильное употребление формы времени (видит – видел, изготавливался - изготовлялся); неправильное употребление вида глагола (влетел – влетал); замены приставок (расстегнул – пристегнул, насторожилась - присторожилась); замены суффиксов (шкафчик – шкафик, ведерко - ведрышко); Семантическая дислексия: нарушения понимания прочитанных слов, предложений, текста; трудности установления логических связей; трудности установления причинно-следственных, временных отношений; затруднения в определении главной мысли; трудности определения действующих лиц; трудности пересказа прочитанного; ошибки при ответах на вопросы по содержанию прочитанного. Мнестическая дислексия ребенок не запоминает прочитанный материал