РАССМОТРЕНО На педагогическом совете Протокол от 30.09.2020 г. №02 УТВЕРЖДЕНО Приказом по МОУ «Копорская школа» от 30.09.2020г. №90 Положение о системе оценок, формах, порядке и периодичности текущего контроля успеваемости и промежуточной итоговой аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам МОУ «Копорская школа» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МОУ «Копорская школа» разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего образования и среднего общего утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442, Уставом муниципального общеобразовательного учреждения «Копорская общеобразовательная школа» (далее – ОО). 1.2. Настоящее Положение определяет формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся школы по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также порядок ликвидации академической задолженности. 1.3. Текущий контроль успеваемости и результаты промежуточной аттестации являются частью системы внутришкольного мониторинга качества образования по направлению «качество образовательного процесса» и отражают динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования. 1.4. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация по отдельным частям учебного предмета или учебному предмету в целом, курсу, дисциплине (модулю) образовательной программы проводятся в рамках часов, отведенных учебным планом (индивидуальным учебным планом) на соответствующие части образовательной программы. 1.5. Образовательные достижения обучающихся подлежат текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации в обязательном порядке только по предметам, включенным в учебный план класса/группы, в котором(ой) они обучаются. 1.6. Текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся осуществляют педагогические работники в соответствии с должностными обязанностями и локальными нормативными актами ОО. 1.7. Результаты, полученные в ходе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации за отчетный период (учебный год, полугодие, четверть), являются документальной основой для составления ежегодного публичного доклада руководителя о результатах деятельности ОО, отчета о самообследовании и публикуются на официальном сайте в установленном порядке с соблюдением положений Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных". 1.8. Основными потребителями информации о результатах текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации являются участники образовательных отношений: педагоги, обучающиеся и их родители (законные представители), коллегиальные органы управления ОО, экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования и аккредитации, учредитель. 1.9. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или) дополнения. 2. Текущий контроль успеваемости 2.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся – систематическая проверка образовательных (учебных) достижений обучающихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой и направленная на выстраивание максимально эффективного образовательного процесса в целях достижения планируемых результатов освоения основных общеобразовательных программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами соответствующего уровня общего образования. 2.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется в целях: – определения степени освоения обучающимися основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования в течение учебного года по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана образовательной программы; – коррекции рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в зависимости от анализа качества, темпа и особенностей освоения изученного материала; – предупреждения неуспеваемости. 2.3. Текущий контроль успеваемости проводится для всех обучающихся школы, за исключением лиц, осваивающих основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, либо обучающихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, зачисленных в школу для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. 2.4. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы, самостоятельно. Текущий контроль успеваемости осуществляется поурочно и (или) по темам в соответствии с тематическим планированием рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня общего образования, индивидуальных особенностей обучающихся класса, содержанием образовательной программы, используемых образовательных технологий в формах: – письменной работы (тест, диктант, изложение, сочинение, реферат, эссе, контрольные, проверочные, самостоятельные, лабораторные и практические работы; – устного ответа, в том числе в форме опроса, защиты проекта, реферата или творческой работы, – диагностики образовательных достижений обучающихся (стартовой, промежуточной, итоговой); – иных формах, предусмотренных учебным планом (индивидуальным учебным планом). Минимальная наполняемость отметок за один урок должна составлять не менее 25% от общего количества детей в классе, один обучающийся должен получить одну оценку за 3 урока. 2.5. Текущий контроль успеваемости обучающихся 1 класса в течение учебного года осуществляется без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий. Основной формой текущего контроля успеваемости является мониторинг образовательных достижений обучающихся на выявление индивидуальной динамики от начала учебного года к его концу с учетом личностных особенностей и индивидуальных достижений обучающегося за текущий и предыдущие периоды. Результаты и динамика образовательных достижений каждого обучающегося фиксируются педагогическим работником в листе индивидуальных достижений по учебному предмету. 2.6. В период адаптации обучающихся 5 класса отметка «2» в течение первого месяца (сентябрь) не ставится. 2.7. Текущий контроль успеваемости во 2 и последующих классах осуществляется по пятибалльной системе оценивания. Для письменных работ, результат прохождения которых фиксируется в баллах или иных значениях, разрабатывается шкала перерасчета полученного результата в отметку по пятибалльной шкале. Шкала перерасчета разрабатывается с учетом уровня сложности заданий, времени выполнения работы и иных характеристик письменной работы. 2.8. Отметки по установленным формам текущего контроля успеваемости обучающихся фиксируются педагогическим работником в журнале успеваемости и дневнике обучающегося в сроки и порядке, предусмотренные локальным нормативным актом школы – Положением о ведении классного журнала. За сочинение, изложение и диктант с грамматическим заданием в журнал успеваемости выставляются две отметки. По решению Педагогического совета школы допускается применение безотметочных и иных систем контроля успеваемости обучающихся. Данное решение доводится до сведения родителей (законных представителей) и обучающихся до начала следующего учебного года. Система безотметочного обучения применяется для обучающихся 4 классов по предмету ОРКСЭ, по учебным курсам из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений: «Элективный курс». 2.9. Текущий контроль успеваемости по итогам четверти осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы, самостоятельно в форме письменной работы тест, диктант, изложение, сочинение, комплексная или итоговая контрольная работы). 2.10. Педагогический работник, проводящий текущий контроль успеваемости, обеспечивает повторное написание письменной работы обучающимися, получившими неудовлетворительную оценку за четвертную письменную работу, и проведение текущего контроля успеваемости по итогам четверти для отсутствовавших ранее обучающихся. 2.11. В целях создания условий, отвечающих физиологическим особенностям учащихся, не допускается проведение текущего контроля успеваемости: – в первый учебный день после каникул для всех обучающихся школы; – в первый учебный день после длительного пропуска занятий для обучающихся, не посещавших занятия по уважительной причине. Не допускается проведение более: – одной контрольной (проверочной) работы в день в начальной школе; – двух контрольных (проверочных) работ в день в основной и средней школе. 2.12. Текущий контроль успеваемости обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, для которых организовано освоение основных общеобразовательных программ на дому, осуществляют педагогические работники школы. Отметки по установленным формам текущего контроля успеваемости обучающихся фиксируются в Журнале обучения на дому. 2.13. Текущий контроль успеваемости обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, для которых организовано освоение основных общеобразовательных программ в медицинской организации, осуществляется данной организацией. Результаты успеваемости подтверждаются справкой об обучении в медицинской организации и учитываются в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом школы. 2.14. Предметные четвертные отметки определяются в соответствии с текущими отметками (за самостоятельные, проверочные, творческие и т.д. работы) с обязательным учетом результатов письменных контрольных работ на основе среднего взвешенного балла. Большую значимость имеют баллы, заработанные за проверочную или контрольную работу. Оценки за классную и работу и ответы у доски, домашнюю работу рассматриваются как менее значимые. При наличии текущих отметок «3» в течение четверти, отметка «5» не выставляется. Оценки за четверть выставляются на основе среднего взвешенного балла по следующим критериям: Отметка «5» - средний взвешенный балл 4,6 – 5,0 Отметка «4» - средний взвешенный балл 3,6 – 4,59 Отметка «3» - средний взвешенный балл 2,5 – 3,59 Отметка «2» - средний взвешенный балл 1,5 - 2,49 Отметка «1» - средний взвешенный балл ниже 1,5 2.15. Обучающимся, пропустившим по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами, 2/3 учебного времени, отметка за четверть выставляется на основе сдачи зачета, написания контрольной работы или теста по пропущенному материалу; текущий контроль указанных выше обучающихся осуществляется в индивидуальном порядке. В случае продолжительного отсутствия обучающегося по уважительной или неуважительной причинам «отрабатываются» и сдаются все фронтальные вопросы, проводимые при изучении программного материала. Обучающемуся должна быть предоставлена психолого-педагогическая помощь, составлен индивидуальный график обучения, поставлены в известность законные представители несовершеннолетнего для преодоления отставания. Полученные оценки выставляются в соответствующей графе рядом с отметкой "н". 3. Промежуточная аттестация обучающихся 3.1. Промежуточная аттестация – установление уровня освоения основной образовательной программы общего образования соответствующего уровня, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы. 3.2.Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в целях: объективного установления фактического уровня освоения образовательной программы и достижения результатов освоения основной образовательной программы; соотнесения результатов освоения образовательной программы с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов соответствующего уровня общего образования; оценки достижений конкретного обучающегося, позволяющей выявить пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности обучающегося в образовании; оценки динамики индивидуальных образовательных достижений. 3.3. Промежуточная аттестация проводится для всех обучающихся школы. Промежуточная аттестация обязательна для обучающихся всех форм обучения, в том числе обучающихся по индивидуальному учебному плану и при ускоренном обучении. Сроки проведения промежуточной аттестации определяются основной образовательной программой общего образования соответствующего уровня (индивидуальным учебным планом). 3.4. Промежуточная аттестация проводится по итогам учебного года по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом. 3.5. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы, самостоятельно. Формы промежуточной аттестации указываются в Учебном плане. Формами промежуточной аттестации являются: письменная проверка – письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое; устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое, защита индивидуального или группового проекта; комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок. Могут предусматриваться иные формы промежуточной аттестации. 3.6. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется по пятибалльной системе оценивания. Для письменных работ, результат прохождения которых фиксируется в баллах или иных значениях, разрабатывается шкала перерасчета полученного результата в отметку по пятибалльной шкале. Шкала перерасчета разрабатывается с учетом уровня сложности заданий, времени выполнения работы и иных характеристик письменной работы. 3.7. Отметки за годовую письменную работу обучающихся фиксируются педагогическим работником в классном журнале и дневнике обучающегося в сроки и порядке, предусмотренном локальным нормативным актом школы. 3.8. Педагогический работник, осуществляющий промежуточную аттестацию, обеспечивает повторное написание письменной работы обучающимися, получившими неудовлетворительную оценку за годовую письменную работу, и проведение промежуточной аттестации по итогам учебного года для отсутствовавших ранее обучающихся. 3.9. В целях создания условий, отвечающих физиологическим особенностям учащихся при промежуточной аттестации по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, не допускается проведение более: одной письменной работы в день в начальной школе; двух письменных работ в день в средней школе. 3.10. Промежуточную аттестацию обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, для которых организовано освоение основных общеобразовательных программ на дому, осуществляют педагогические работники школы. Отметки по установленным формам промежуточной аттестации обучающихся фиксируются в журнале обучения на дому. 3.11. Промежуточная аттестация обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, для которых организовано освоение основных общеобразовательных программ в медицинской организации, осуществляется данной организацией. Результаты успеваемости подтверждаются справкой об обучении в медицинской организации В качестве годовой отметки успеваемости обучающимся 2-11-х классов выводится: отметка «отлично» (5 баллов) «хорошо» (4 балла) «удовлетворительно» (3 балла) «неудовлетворительно» (2 балла) если в течение учебного года обучающемуся были выставлены следующие четвертные отметки: («5», «5», «5», «5»), («5», «5», «5», «4»); («5», «4», «4», «5»); («4», «4», «5», «5»); («4», «5», «4», «5»); («4», «5», «5», «5»); («5», «4», «5», «5»); («5», «5», «4», «5»). («5», «4», «4», «4»), («5», «5», «4», «4»), («5», «4», «4», «4»), («5», «4», «4», «3»), («5», «5», «3», «3»), («3», «3» «5», «5»,), («5», «4», «3», «3»), («4», «4», «4», «4»), («4», «4», «4», «3»), («3», «4», «4», «4»). («5», «3», «3», «3»), («4», «4», «3», «3»); («4», «3», «3», «3»), («3», «3», «3», «3»), («5», «3», «3», «2»), («5», «3», «2», «3»), («4», «3», «3», «2»), («3», «3», «3», «2»). во всех остальных случаях 3.12. Неудовлетворительная годовая отметка по учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) и иным видам учебной деятельности в журнал успеваемости не выставляется. 3.13. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 3.14. Академическая задолженность – это неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин; 3.15. Условный перевод в следующий класс – это перевод обучающихся, не прошедших промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющим академическую задолженность, с обязательной ликвидацией академической задолженности в установленные сроки. 4. Формы проведения аттестации внеурочной деятельности Организация процесса аттестации по внеурочной деятельности предполагает: текущий контроль, промежуточную аттестацию. Формы и критерии оценки результативности образовательной деятельности: а) Текущий контроль успеваемости обучающихся направлен на поддержание дисциплины, на организацию регулярного посещения внеурочной деятельности, на повышение уровня освоения текущего материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности обучающихся. б) Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и освоение им внеурочной деятельности в целом. Формы проведения промежуточной аттестации определяются самим педагогом образом, чтобы они соответствовали ожидаемым результатам внеурочной деятельности. В зависимости от предмета изучения формы проведения промежуточной могут быть следующие: собеседование, тестирование, творческие и самостоятельные исследовательские работы, творческие работы, зачеты, выставки, отчетные концерты, спортивные соревнования, интеллектуальные состязания, конкурсы, конференции, турниры, спектакли, итоговые занятия, концертное прослушивание, защита творческих работ и проектов, доклад, тематические чтения, собеседование и т.д. в) критерии оценки результативности определяются рабочей программой внеурочной деятельности: высокий, средний, низкий. Критерии оценки результативности не должны противоречить следующим показателям: высокий уровень – успешное освоение обучающимся более 70% содержания внеурочной деятельности; средний уровень – успешное освоение обучающимся от 50% до 70% содержания внеурочной деятельности; низкий уровень – успешное освоение обучающимся менее 50% содержания внеурочной деятельности. Промежуточная аттестация обучающихся по внеурочной деятельности проводится в конце учебного года. Педагог выставляет уровень освоения содержания программного материала в журнал внеурочной деятельности. 5. Промежуточная и государственная итоговая аттестация экстернов 5.1. Лица, осваивающие основную общеобразовательную программу соответствующего уровня общего образования в форме самообразования, семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в школе. 5.2. Промежуточная и государственная итоговая аттестация могут проводиться в течение одного учебного года, но не должны совпадать по срокам. К государственной итоговой аттестации допускаются экстерны, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план. 5.3. Экстерны при прохождении промежуточной и государственной итоговой аттестации пользуются академическими правами обучающихся. 5.4. Сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации экстерном, а также порядок возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений с экстернами устанавливается локальными нормативными актами школы. Срок подачи заявления для прохождения государственной итоговой аттестации экстерном не может быть менее трех месяцев до ее начала. 5.5. Промежуточная аттестация экстерна осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы, самостоятельно в сроки и формах, установленных приказом о зачислении экстерна. Государственная итоговая аттестация экстернов осуществляется в порядке, установленном законодательством. 5.6. До начала промежуточной аттестации экстерн может получить консультацию по вопросам, касающимся аттестации, в пределах двух академических часов в соответствии с графиком, утвержденным приказом о зачислении экстерна. 5.7. Экстерн имеет право на зачет результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом школы. 5.8. Результаты промежуточной аттестации экстернов фиксируются педагогическими работниками в протоколах, которые хранятся в личном деле экстерна вместе с письменными работами.. 5.9. На основании протокола проведения промежуточной аттестации экстерну выдается справка с результатами прохождения промежуточной аттестации по образовательной программе соответствующего уровня общего образования по форме согласно приложению к настоящему Положению. 5.10. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 6. Ликвидация академической задолженности 6.1. Обучающиеся и экстерны, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые приказом директора школы на основании решения педагогического совета, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося. 6.2. Обучающиеся и экстерны обязаны ликвидировать академическую задолженность по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) в установленные сроки. 6.3. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз приказом директора школы создается комиссия, которая формируется по предметному принципу из не менее трех педагогических работников. Персональный состав комиссии утверждается приказом. 6.4. Ликвидация академической задолженности осуществляется в тех же формах, в которых была организована промежуточная аттестация. 6.5. Результаты ликвидации академической задолженности по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) оформляются протоколом комиссии. Протоколы комиссии с результатами ликвидации академической задолженности обучающихся хранятся у заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Протоколы комиссии с результатами ликвидации академической задолженности экстернов хранятся в личном деле экстерна вместе с письменными работами. Положительные результаты ликвидации академической задолженности обучающихся фиксируются ответственным педагогическим работником в Журнале успеваемости в порядке, предусмотренном настоящим Положением. 6.6. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. 6.7. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. 6.8. Экстерны, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, могут быть приняты для продолжения обучения в школу при наличии свободных мест для приема в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами школы. 6. Повторное обучение обучающихся в связи с неаттестацией 6.1. Обучающиеся могут быть оставлены на повторное обучение по заявлению родителей (законных представителей) только при условии наличия не ликвидированных в установленные сроки академических задолженностей, а не на основании: • мнения родителей (законных представителей) о том, что ребенок не освоил программу обучения по учебному предмету/части образовательной программы/образовательной программы по причине большого числа пропусков уроков/дней; • пропуска уроков/дней по уважительной и неуважительной причине. 6.2. Обучающиеся 1– го класса и дети с ОВЗ могут быть оставлены на повторный год обучения: • в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (по согласованию с родителями (законными представителями); • с согласия родителей (законных представителей) в соответствии с мотивированным заключением педагогического совета ОО о неусвоении обучающимся программы класса, в котором обучается ребенок. Приложение к положению о системе оценок, формах, порядке и периодичности текущего контроля успеваемости и промежуточной итоговой аттестации обучающихся Форма справки с результатами прохождения промежуточной аттестации по образовательной программе соответствующего уровня общего образования На бланке школы СПРАВКА (фамилия, имя, отчество) в период с по прошел(а) промежуточную аттестацию за класс по основной образовательной программе общего образования ______________________. № п/п Количество часов по учебному Учебный предмет, курс, дисциплина плану Отметка (модуль) (индивидуальном у учебному плану) 1. 2. 3. 4. 5. Академическая задолженность по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям): Директор ___________________ (подпись) М.П. (расшифровка подписи)