Положение о библиотеке

ПРИНЯТО
На педагогическом совете
Протокол от 30.08.19 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора школы №
99 от 30.08.19 г.

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КОПОРСКАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
1.
Общие положения.
1.1. Данное положение определяет уровень базисных требований к библиотеке образовательной
организации.
1.2. Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства Просвещения
Российской Федерации, уставом школы, положением о библиотеке, утвержденным директором
школы. Положение вступает в силу после его утверждения директором школы.
1.3. Деятельность библиотеки организуется и осуществляется в соответствии с российскими
культурными и образовательными традициями, а также со сложившимися в обществе
идеологическим и политическим многообразием. Образовательная и просветительная функция
библиотеки базируется на максимальном использовании достижений общечеловеческой культуры.
1.4. Библиотека школы является ее структурным подразделением, обладает фондом
разнообразной литературы, которая предоставляется во временное пользование физическим и
юридическим лицам. Библиотека способствует формированию культуры личности учащихся и
позволяет повысить эффективность информационного обслуживания учебно-воспитательного
процесса.
1.5. Библиотека доступна для читателей: обучающихся, учителей, воспитателей и других
работников общеобразовательной организации.
1.6. Библиотека удовлетворяет также запросы родителей на литературу и информацию по
педагогике и образованию с учётом имеющихся возможностей.
1.7. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, перечень
основных услуг и условия их представления библиотекой определяется в правилах пользования
библиотекой.
2.
Задачи библиотеки.
2.1. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и
информационно - библиографического обслуживания обучающихся, педагогов и других категорий
читателей.
2.2. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение
пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценки
информации.
2.3. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на
основе использования оргтехники и компьютеризации библиотечно-информационных процессов.
3.
Базисные функции библиотеки.
3.1. Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечно библиографическую и информационную культуру обучающихся, участие в образовательном
процессе. Основные функции библиотеки - образовательная, информационная, культурная.
3.2. Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами
общеобразовательной организации. Библиотека комплектует универсальный по отраслевому
составу фонд учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы,
периодических изданий для педагогических работников, профессиональной литературы для
библиотечных работников. Фонд библиотеки состоит из книг, периодических изданий, брошюр,
нетрадиционных носителей информации: аудио-видео кассет, микрофильмов и др. Состав фонда,
его экземплярность варьируются в зависимости от контингента учащихся, специфики обучения.
1

3.3. Обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале и по межбиблиотечному
абонементу.
3.4. Ведение справочно - библиографического аппарата с учётом возрастных особенностей
читателей, каталогов и картотек на традиционных и машиночитаемых носителях, справочноинформационного фонда.
3.5. Информационно-библиографическое обслуживание учащихся, педагогов, родителей,
консультирование читателей при поиске и выборе книг, проведение с учащимися занятий по
основам библиотечно-информационных знаний, по воспитанию культуры и творческому чтению,
привитие навыков и умения поиска информации.
3.6. Аналитическая и методическая работа по совершенствованию основных направлений
деятельности библиотеки с целью внедрения новых информационных и библиотечных
технологий, организационных форм и методов работы.
3.7. Организация дифференцированного, персонифицированного обслуживания читателей с
максимальным учётом интересов пользователя. Обслуживание читателей, нуждающихся в
литературе в каникулярное время.
3.8. Библиотечно-информационное обслуживание с учётом специфики региона, района,
образовательной организации и запросов читателей.
3.9. Ведение необходимой документации по учёту библиотечного фонда и обслуживанию
читателей в соответствии с установленным порядком.
3.10. Проведение в установленном порядке факультативных занятий, уроков и кружков по
пропаганде библиотечно-библиографических знаний, ведение профориентационной работы для
получения специальности библиотекаря, библиографа.
3.11. Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм
работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, читательских
конференций, литературных вечеров, викторин и др.).
3.12. Повышение квалификации сотрудников, создание условий для их самообразования и
профессионального образования.
3.13. Обеспечение соответствующего санитарно-гигиенического режима и благоприятных
условий для обслуживания читателей.
3.14. Участие в работе библиотечно-информационных объединений, взаимодействие с
библиотеками региона с целью эффективного использования библиотечных ресурсов.
3.15. Изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с целью
формирования оптимального состава библиотечного фонда.
3.16. Исключение из библиотечного фонда, перераспределение и реализация непрофильной и
излишней (дублетной) литературы в соответствии с действующими нормативными правовыми
актами. Организация в установленном порядке продажи списанных из основного и учебного
фондов книг и учебников.
3.17. Систематическое информирование читателей о деятельности библиотеки.
3.18. Выполнение на коммерческой (договорной) основе дополнительных библиотечно информационных услуг, составление трудоёмких письменных библиографических справок,
списков литературы; выдачу в пользование учебниками и др.
3.19. Формирование библиотечного актива, привлечение читателей (в т.ч. обучающихся) к
управлению библиотекой, их участие в работе совещательного органа - библиотечного совета и
актива читателей.
3.20. Обеспечение требуемого режима хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно
которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.
3.21. Организация работы по сохранности библиотечного фонда.
4.
Организация управления, штаты.
4.1. Основными условиями открытия библиотеки являются: наличие первоначального фонда,
стабильного источника финансирования для комплектования литературы, штатной единицы,
ответственной за сохранность фонда и обслуживание читателей, а также соответствующих
санитарным условиям помещения и оборудования.
4.2. Руководство библиотекой и контроль за сё деятельностью осуществляет директор
общеобразовательной организации, который утверждает нормативные и технологические
документы, планы и отчёты о работе библиотеки. Директор несёт ответственность за всю
2

деятельность библиотеки и, в первую очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а также
создание комфортной среды для читателей.
4.3. Ряд функций управления библиотекой делегируются директором общеобразовательной
организации штатному работнику – педагогу- библиотекарю.
4.4. За организацию работы и результаты деятельности библиотеки отвечает педагогбиблиотекарь, который является членом педагогического коллектива, входит в состав
педагогического совета общеобразовательной организации.
4.5. Библиотека составляет годовые планы и отчёт о работе, которые обсуждаются на
педагогическом совете и утверждаются директором общеобразовательной организации. Годовой
план библиотеки является частью общего годового плана учебно-воспитательной работы
общеобразовательной организации.
4.6. График работы библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием работы
общеобразовательной организации, а также правилами внутреннего трудового распорядка, Два
часа рабочего дня выделяется на выполнение внутрибиблиотечной работы. Один раз в месяц в
библиотеке проводится санитарный день, в который библиотека не обслуживает читателей.
4.7. Штаты библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к должностным
окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными документами с учётом
объёмов и сложности работ.
4.8. Библиотечные работники подлежат аттестации в соответствии с порядком, установленном
Правительством Российской Федерации, должны удовлетворять требованиям соответствующих
квалификационных характеристик и обязаны выполнять Положение о библиотеке.
5. Права, обязанности и ответственность.
5.1. Библиотеки имеют право:
5.1.1. Самостоятельно определять содержание и формы своей деятельности в соответствии с
задачами, приведёнными в настоящем Положении.
5.1.2. Разрабатывать правила пользования библиотекой другую регламентирующую
документацию.
5.2. Библиотечные работники имеют право:
5.2.1. Участвовать в управлении общеобразовательной организации.
5.2.2. На свободный доступ к информации, связанной с решением поставленных перед
библиотекой задач к основным образовательным программам, учебным планам, планам работы
общеобразовательной организации и её структурных подразделений.
5.2.3. На поддержку со стороны муниципальных органов образования и администрации
общеобразовательной организации в деле организации повышения квалификации работников
библиотеки, создание необходимых условий для их самообразования, а также для обеспечения их
участия в работе методических объединений библиотечных работников, в научных конференциях,
совещаниях, семинарах по вопросам библиотечно-информационной работы.
5.2.4. На участие в работе общественных организаций.
5.2.5. На аттестацию согласно порядку, изложенному в соответствующих нормативных актах
Правительства Российской Федерации.
5.2.6. На представление к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренным для работников образования и культуры.
5.3. Библиотечные работники несут ответственность за:
5.3.1. Соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством Российской
Федерации о труде и коллективным договором данного общеобразовательного учреждения.
5.3.2. Выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.
5.3.3. Сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим
законодательством.

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».