ПРИНЯТО На педагогическом совете Протокол от 30.08.19 г. № 1 УТВЕРЖДЕНО Приказом директора школы № 99 от 30.08.19 г. ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КОПОРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» 1. Общие положения. 1.1. Данное положение определяет уровень базисных требований к библиотеке образовательной организации. 1.2. Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства Просвещения Российской Федерации, уставом школы, положением о библиотеке, утвержденным директором школы. Положение вступает в силу после его утверждения директором школы. 1.3. Деятельность библиотеки организуется и осуществляется в соответствии с российскими культурными и образовательными традициями, а также со сложившимися в обществе идеологическим и политическим многообразием. Образовательная и просветительная функция библиотеки базируется на максимальном использовании достижений общечеловеческой культуры. 1.4. Библиотека школы является ее структурным подразделением, обладает фондом разнообразной литературы, которая предоставляется во временное пользование физическим и юридическим лицам. Библиотека способствует формированию культуры личности учащихся и позволяет повысить эффективность информационного обслуживания учебно-воспитательного процесса. 1.5. Библиотека доступна для читателей: обучающихся, учителей, воспитателей и других работников общеобразовательной организации. 1.6. Библиотека удовлетворяет также запросы родителей на литературу и информацию по педагогике и образованию с учётом имеющихся возможностей. 1.7. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, перечень основных услуг и условия их представления библиотекой определяется в правилах пользования библиотекой. 2. Задачи библиотеки. 2.1. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно - библиографического обслуживания обучающихся, педагогов и других категорий читателей. 2.2. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценки информации. 2.3. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования оргтехники и компьютеризации библиотечно-информационных процессов. 3. Базисные функции библиотеки. 3.1. Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечно библиографическую и информационную культуру обучающихся, участие в образовательном процессе. Основные функции библиотеки - образовательная, информационная, культурная. 3.2. Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами общеобразовательной организации. Библиотека комплектует универсальный по отраслевому составу фонд учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий для педагогических работников, профессиональной литературы для библиотечных работников. Фонд библиотеки состоит из книг, периодических изданий, брошюр, нетрадиционных носителей информации: аудио-видео кассет, микрофильмов и др. Состав фонда, его экземплярность варьируются в зависимости от контингента учащихся, специфики обучения. 1 3.3. Обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале и по межбиблиотечному абонементу. 3.4. Ведение справочно - библиографического аппарата с учётом возрастных особенностей читателей, каталогов и картотек на традиционных и машиночитаемых носителях, справочноинформационного фонда. 3.5. Информационно-библиографическое обслуживание учащихся, педагогов, родителей, консультирование читателей при поиске и выборе книг, проведение с учащимися занятий по основам библиотечно-информационных знаний, по воспитанию культуры и творческому чтению, привитие навыков и умения поиска информации. 3.6. Аналитическая и методическая работа по совершенствованию основных направлений деятельности библиотеки с целью внедрения новых информационных и библиотечных технологий, организационных форм и методов работы. 3.7. Организация дифференцированного, персонифицированного обслуживания читателей с максимальным учётом интересов пользователя. Обслуживание читателей, нуждающихся в литературе в каникулярное время. 3.8. Библиотечно-информационное обслуживание с учётом специфики региона, района, образовательной организации и запросов читателей. 3.9. Ведение необходимой документации по учёту библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком. 3.10. Проведение в установленном порядке факультативных занятий, уроков и кружков по пропаганде библиотечно-библиографических знаний, ведение профориентационной работы для получения специальности библиотекаря, библиографа. 3.11. Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.). 3.12. Повышение квалификации сотрудников, создание условий для их самообразования и профессионального образования. 3.13. Обеспечение соответствующего санитарно-гигиенического режима и благоприятных условий для обслуживания читателей. 3.14. Участие в работе библиотечно-информационных объединений, взаимодействие с библиотеками региона с целью эффективного использования библиотечных ресурсов. 3.15. Изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда. 3.16. Исключение из библиотечного фонда, перераспределение и реализация непрофильной и излишней (дублетной) литературы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Организация в установленном порядке продажи списанных из основного и учебного фондов книг и учебников. 3.17. Систематическое информирование читателей о деятельности библиотеки. 3.18. Выполнение на коммерческой (договорной) основе дополнительных библиотечно информационных услуг, составление трудоёмких письменных библиографических справок, списков литературы; выдачу в пользование учебниками и др. 3.19. Формирование библиотечного актива, привлечение читателей (в т.ч. обучающихся) к управлению библиотекой, их участие в работе совещательного органа - библиотечного совета и актива читателей. 3.20. Обеспечение требуемого режима хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении. 3.21. Организация работы по сохранности библиотечного фонда. 4. Организация управления, штаты. 4.1. Основными условиями открытия библиотеки являются: наличие первоначального фонда, стабильного источника финансирования для комплектования литературы, штатной единицы, ответственной за сохранность фонда и обслуживание читателей, а также соответствующих санитарным условиям помещения и оборудования. 4.2. Руководство библиотекой и контроль за сё деятельностью осуществляет директор общеобразовательной организации, который утверждает нормативные и технологические документы, планы и отчёты о работе библиотеки. Директор несёт ответственность за всю 2 деятельность библиотеки и, в первую очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а также создание комфортной среды для читателей. 4.3. Ряд функций управления библиотекой делегируются директором общеобразовательной организации штатному работнику – педагогу- библиотекарю. 4.4. За организацию работы и результаты деятельности библиотеки отвечает педагогбиблиотекарь, который является членом педагогического коллектива, входит в состав педагогического совета общеобразовательной организации. 4.5. Библиотека составляет годовые планы и отчёт о работе, которые обсуждаются на педагогическом совете и утверждаются директором общеобразовательной организации. Годовой план библиотеки является частью общего годового плана учебно-воспитательной работы общеобразовательной организации. 4.6. График работы библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием работы общеобразовательной организации, а также правилами внутреннего трудового распорядка, Два часа рабочего дня выделяется на выполнение внутрибиблиотечной работы. Один раз в месяц в библиотеке проводится санитарный день, в который библиотека не обслуживает читателей. 4.7. Штаты библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными документами с учётом объёмов и сложности работ. 4.8. Библиотечные работники подлежат аттестации в соответствии с порядком, установленном Правительством Российской Федерации, должны удовлетворять требованиям соответствующих квалификационных характеристик и обязаны выполнять Положение о библиотеке. 5. Права, обязанности и ответственность. 5.1. Библиотеки имеют право: 5.1.1. Самостоятельно определять содержание и формы своей деятельности в соответствии с задачами, приведёнными в настоящем Положении. 5.1.2. Разрабатывать правила пользования библиотекой другую регламентирующую документацию. 5.2. Библиотечные работники имеют право: 5.2.1. Участвовать в управлении общеобразовательной организации. 5.2.2. На свободный доступ к информации, связанной с решением поставленных перед библиотекой задач к основным образовательным программам, учебным планам, планам работы общеобразовательной организации и её структурных подразделений. 5.2.3. На поддержку со стороны муниципальных органов образования и администрации общеобразовательной организации в деле организации повышения квалификации работников библиотеки, создание необходимых условий для их самообразования, а также для обеспечения их участия в работе методических объединений библиотечных работников, в научных конференциях, совещаниях, семинарах по вопросам библиотечно-информационной работы. 5.2.4. На участие в работе общественных организаций. 5.2.5. На аттестацию согласно порядку, изложенному в соответствующих нормативных актах Правительства Российской Федерации. 5.2.6. На представление к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры. 5.3. Библиотечные работники несут ответственность за: 5.3.1. Соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством Российской Федерации о труде и коллективным договором данного общеобразовательного учреждения. 5.3.2. Выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением. 5.3.3. Сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим законодательством. 3