Протокол №2 от 05.11.2022 г заседания МО учителей начальных классов по теме «Адаптация первоклассников к учебному процессу», «Преемственность основных направлений учителей начальной и основной школы в условиях реализации и усвоения ФГОС ООО» Присутствовали: 5 Отсутствовали: -0 Повестка дня: 1. Анализ работы учителей. Итоги мониторинга успешности обучения младших школьников за I четверть. 2. Преемственность основных направлений учителей начальной и основной школы в условиях реализации и усвоения ФГОС ООО 3. Выступление по теме самообразования «Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций младших школьников». По первому вопросу выступила учитель 1 класс – Воронова О.А.. Согласно плану работы школы, в соответствии с планом внутришкольного контроля и с целью выявления уровня адаптации учащихся 1 класса к новым условиям при поступлении в школу в сентябре – октябре месяце проверялся уровень адаптации обучающихся 1 класса. Анализ результатов посещённых уроков, наблюдения за поведением учащихся, беседы с учителем, диагностического исследования в 1 классе показали, что большинство обучающихся к условиям школьной жизни адаптировались относительно быстро. Слушали руководителя МО Баранову Н.В, которая познакомила учителей с итогами мониторинга успешности обучения младших школьников за 1 четверть. Решили: Признать адаптацию учащихся 1-го класса к новым условиям обучения удовлетворительной. Систематически проводить физкультурные минутки, поддерживать интерес к учебе, используя игровые моменты и методы положительной мотивации. Применять исследовательские и творческие методы изучения нового материала с учётом психологических и индивидуальных особенностей учащихся, особенностей памяти и мышления. Вороновой О.А продолжить работу по формированию классного коллектива 1 класса. Выработать критерии и уровни эффективности деятельности учителя начальных классов. По второму вопросу слушали заместителя директора по УР – Жук Л.Н. Она подвела итоги работы по преемственности между начальной и основной школой за 2 месяца. Вначале Любовь Николаевна зачитала доклад на тему "Преемственность в обучении, воспитании, развитии обучающихся 5-х классов при переходе из начальной в основную школу", в котором говорила о том, что период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено. Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления: • образовательные программы; • организация учебного процесса; • единые требования к учащимся; • структура уроков в свете новых ФГОС; • совместная методическая работа учителей начальной и основной школы; • работа с учащимися и родителями. Далее она сказала, что на заседании МО учителями – предметниками и учителем начальных классов был разработан план работы по преемственности между начальным и основным общим образованием. Решили: Учителям начальной школы и учителям среднего звена проработать вопрос преемственности в обучении, чтобы максимально снизить дискомфорт учащихся на переходном этапе. По третьему вопросу с темой самообразования выступила Баранова Н.В. Она рассказала о положительной стороне использования метода проектов в начальной школе. В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте (например, создание книжки - азбуки), окружающего мира (Книжкамалышка «Моя семья»), трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят и индивидуальные и коллективные научные исследования, в которые могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика. Проектно-исследовательская деятельность среди учащихся начальной школы – новый подход для отечественной педагогики и очень актуальный в современных условиях развития российского общества. Реализация такого подхода в педагогической практике учителя начальных классов необходимое условие достижения современного качества образования. Особенно актуально это в условиях реализации ФГОС второго поколения. Считаю, что мой опыт в полной мере обеспечивает получение учащимися на уроках и во внеурочной деятельности опыта продуктивной деятельности, что является основным условием формирования ключевых компетенций. Решили: Роль учителя в проектной деятельности своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель: выступать не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Учитель некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся. Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Были сформулированы общие правила для педагогов – руководителей проектов: • Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь с банальными решениями. • Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат. • Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности. • Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, • Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать. • Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно. • Не сдерживайте инициативы детей. Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций. • Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде. • Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию. Секретарь МО О.А.Воронова Руководитель МО Н.В.Баранова